25 лютого 2011, 10:59

Юлия Вербицкая: Русские на Украине: расширение сознания (ответ Павлу Казарину)

Не так давно Павел Казарин (Симферополь) зажег медийное пространство своими размышлениями об идентичности людей великорусского происхождения в Украине.

Популярная крымская журналистка Юлия Вербицкая ответила Павлу Казарину.

Как следует из статьи, предлог "НА Украине" и "Верховный Совет АРК" вместо "Верховной Рады АРК" – это тоже часть идентичности.

Итак, Юлия Вербицкая думает вот что.

(А что думаете ВЫ – пишите в комментариях. Просьба – писать свои мысли и впечатления, а не проклятия и не то, что в доинтернетную эпоху писали на стенах общественных туалетов.)



____________________________

Юлия ВЕРБИЦКАЯ

РУССКИЕ НА УКРАИНЕ: РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ

Вот уже год я практически не пишу статьи – так устала от борьбы с редактором за свой стиль, свое мнение и журналистскую субъектность, что ушла в жанр политического интервью, а потом и вовсе ушла... От редактора.

Но на днях мой коллега Паша Казарин оживил впавшее в оцепенение (зима, мировой кризис, зачистка местного политикума) крымское сообщество своей очень личностной статьей. И меня вернул к этому жанру.

А статьи только тогда цепляют, когда написаны о себе и для себя. Люблю вспоминать высказывание гениального психиатра Самохвалова – "человек идет в профессию, чтобы решать личные проблемы".

Вот и Паша решает проблему, хоть и пишет, что "у него никогда не было кризиса самоидентификации".

Скажу, как медиапсихолог: статья действительно симптоматична – после ее выхода Казарин стал своим среди чужих и чужим среди своих: он пишет, что "учится понимать", но галичане обвиняют его в украинофобии, а свои, крымчане считают предателем и конъюнктурщиком. Почему?



Почему обозлились и те, кого называют "профессиональными русскими" – представители пророссийских организаций Крыма, и те, ради кого Паша отказывается от "монохромного зрения" – носители украинской культуры и идентичности?

Потому что, пытаясь разобраться со своей идентичностью, он разрушает их идентичность.

Беседовала на прошлой неделе с Александрой Кужель: "Не могу найти идею для крымчан – воды нет, канализации нет, дорог нет, работа – 3 месяца в году, а они говорят, что самое главное – это русский язык" – удивлялась известный экономист.

Да, вот такие они, крымчане, непрагматичные – подавай им русский язык, а не европейские инвестиции.

А иначе – бойкот или бегство: крымчане, их большая часть, (крымские русские или русскокультурные – как угодно называйте) давно ушли во внутреннюю миграцию.

Понять их можно – все политики жестко "кидают": украинского масштаба – просто отказываются от своих обещаний, крымского пошиба – предают ради "бабла" или же теряют остатки пристойности, погрязая в междуусобных разборках.

В частности, к Русской общине Крыма можно относиться по-разному, но у нас с коллегами (не знаю, как назвать наше сообщество – "пророссийский пул", русские журналисты Крыма, как угодно) всегда был какой-то негласный договор – не критиковать, не выносить сор из избы, потому что Русская идея – величина постоянная, а вот ее носители – переменная.

Мы долго держались, из года в год слушая заявления лидеров – о том, как они "стали серьезной политической силой" и "русские Крыма консолидируются". Когда же на прошлых выборах в крымских парламент прошло всего три депутата, нам заявили, что, мол, сами все и виноваты – крымчане на площадь бесплатно не вышли, а им не оказали масс-медийную поддержку.

И мы решили, что хватит – мы устали делать их лучше, чем они есть.

Что ж, как писали в советских газетах о капиталистах, им есть, о чем подумать – как говорить не о прошлом, а о будущем, как поменять повестку дня, а может и ротацию кадров провести, если нынешние вожди в тупике. Или в поиске. Финансирования, смелости или 10-тысяч человек для митинга.

Но они – тоже часть Русского мира. И именно им спасибо за то, что в календаре памятных дат есть и посвященная Крымской войне. Спасибо за название "Верховный Совет Крыма". За предлог "на", а не "в" Украине.

Потому что это метки, символы, это часть нашего мира. Важная часть.

Спасибо и за фестиваль "Великое русское слово". Да, они делали его, как могли. И большинство наших коллег фестиваль насмешливо игнорировали, ограничиваясь присутствием на открытии.

А мы с Натальей Гаврилевой захотели и сделали на фестивале секцию журналистики, на которой за один стол усадили русских и украинских журналистов. Причем сделали абсолютно бесплатно. Как говорится, за идею.

Потому что мы строили свой мир. Свой Крым. И они тогда в него вписывались.

А сейчас для русских на Украине, для крымчан настала пора возвращаться – из внутренней миграции в реальность: надо поговорить с самим собой на тему самоидентификации.

И сделать выбор – расширение сознания или бинарный мир.



Паша вот поговорил. Это со стороны может показаться, что у него плавающая идентичность или что он, как злобствуют некоторые, "янычар".

А мне кажется, что он просто выбрал жизнь в многомерном мире – с его неопределенностью, многозначностью, антиномичностью. И изменчивость.

А изменчивость – это и есть жизнь, жизненный поток, как говорил автор гуманистической психологии Карл Роджерс.

Кстати, один из критериев гармоничной личности – способность к изменениям.

Русские на Украине, крымчане (русские Крыма, крымские русские – как угодно) должны меняться.

Боюсь, меня неправильно поймут – я не предлагаю превращаться в украинцев, я предлагаю определиться и менять – себя и страну.

Но жить в многомерном мире (или же с хромающей идентичностью) может только тот, у кого есть прочная внутренняя опора, кто рождает смыслы, у кого есть сверхидея или сверхзадача. Хочется надеяться, что у Казарина она есть. Иначе можно заблудиться, будучи объективным ради объективности, толерантным ради толерантности.

Остальные живут в бинарном (черное-белое, плохие-хорошие) мире. В конфликтных категориальных парах "украинизация-русификация", "галичане-малороссы" и так далее.

Жить в бинарном мире, конечно же, проще. Но тогда необходимо соблюдать принцип равновесия: быть такими же пассионарными, как жители Западной Украины, мобильными и самоорганизованными, как крымские татары. Защищать свою идентичность и нести ответственность.

А не перекладывать ее, к примеру, на Русскую общину. Как показывает практика, сегодня сделать революцию можно с помощью Facebook или Twitter.

Пожалуйста, трансформируйте свою злость в действия, а не сливайте в форумах.

Кстати, у большинства современных молодых журналистов в графе "самоидентификация" вообще пробел, так же, как и в графе "убеждения". Одно из двух – или их на западные гранты уже научили "объективности", или же они эту внутреннюю проблему для себя не решили.

И если первое хоть как-то можно скорректировать, то для второго требуется личностный рост и внутренняя работа.

По крайней мере, Паша Казарин честен перед самим собой.

Современный мир меняется настолько быстро, что тема идентичности русских, живущих на Украине, может стать неактуальной. Да и вместе с ней.

Юлия ВЕРБИЦКАЯ

"Крымское Эхо"

_____________________________

P.S.

Об атмосфере толерантности и доброжелательности, в которой обсуждается статья Павла Казарина в Симферополе, см. ТУТ.

(фотографии предоставлены автором)

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.