9 жовтня 2011, 13:36

Фестиваль колокольного звона в Диканьке помирил "старших" и "младших" братьев

Советская власть, боровшаяся с Православием и церковной культурой, сумела убить в Украине одну замечательную традицию – православный колокольный звон. Колокола замолчали на десятилетия, а когда лет двадцать назад церковь постепенно начала возрождаться, а храмы – открываться, оказалось, что ни колоколов, ни умения в них бить уже не сбереглось. Так что чаще всего вместо колоколов использовались и продолжают использоваться случайные предметы – куски рельсов, отрезанные газовые баллоны и какие-то невнятные железяки.



Поэтому когда в конце прошлого лета на Полтавщине – в Диканьке и соседних Великих Будищах – состоялся уникальный фестиваль "Диканьські передзвони", возникла надежда, что у этой темы появились неравнодушные покровители и за нее взялись по-серьезному (по крайней мере, среди организаторов и устроителей фестиваля – москвичи, уроженцы Диканьской земли Татьяна и Николай Швецы, а также полтавский промышленник Сергей Кожемяко).



Фестиваль оказался настолько "в тему", что в этом году его решили повторить. И если тогда он был российско-украинским, то в этом году – уже российско-украинско-белорусским (с перспективой в следующем году стать еще более представительным).

К сожалению, традиция звонарства была настолько серьезно искоренена, что теперь чаще всего в Украине звонари – это самоучки и "интуитивисты". Россия по колокольному звону ее явно обгоняет: в Украине нет звонарских школ, в одной только Москве – их две.



В России есть несколько мест, где льют церковные колокола (наиболее удачными считаются колокола фирмы "Пятков и К" из города Каменска-Уральского). В Украине – одно производство, да и то небольшое.

Поэтому подобный фестиваль имеет и сугубо практическое значение – обучение звонарей и поиск меценатов для приобретения колоколов на колокольни в бедных приходах.

Концептуальным и художественным руководителем диканьского фестиваля стал легендарный Владимир Марьянович Петровский – музыкант и звонарь из Архангельска, известный в России теоретик колокольного звона – его тщанием настроены звонницы полутора сотен российских храмов, организовано несколько ежегодных фестивалей, выпущено несколько компакт-дисков.



Православные колокола в России и Украине принципиально отличаются от западноевропейских прежде всего своим строем: европейские – настроены на тот или иной тон, и этот тон повторяется обертонами через одну и две октавы, поэтому на таких колоколах можно играть обычные мелодии – как, к примеру, на недавно установленном карильоне (колокольном инструменте с большим звукорядом) колокольни Киевского Михайловского монастыря или Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Православные колокола звучат богаче и интереснее – как сложный пятизвучный аккорд со сложной гармонией (основной нижний тон и четыре обертона, которые повторяются не через октаву). Большой колокол может звучать одновременно в большой, малой, первой и второй октавах.



Вообще, и искусство отливать колокола, и искусство колокольного звона – сфера почти мистическая. Современные высокие технологии позволяют создавать колокола с почти идеальными параметрами – чего не могло быть раньше, когда многие вещи делались на глаз, по наитию – как это изображено в фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев". А еще есть поверье, что все беси будут изгнаны и жизнь вступит в свое естественное русло именно тогда, когда и над Украиной, и над Беларусью, и над Россией будет стоять такой сплошной церковный перезвон.



Ну а апофеозом и украшением концерта в Диканьке стало выступление известного и чрезвычайно популярного церковного коллектива – хора московского Сретенского монастыря под управлением Никона Жилы, в репертуаре которого, как оказалось, есть некоторое количество украинских песен и романсов.



Тема российско-украинских отношений в гуманитарной сфере – достаточно сложная и болезненная – чаще всего кто-то кому-то предлагает покаяться за исторические злодеяния прошлого, кто-то кому-то – скорее вливаться в "общее пространство", не притеснять "общий язык" и не отказываться от "общей истории". Диканьский фестиваль показал редкий, как по нынешним временам, пример славянского взаимопонимания без какой-либо "старше-младше-братовской" иерархии, на взаимном и безусловном культурном признании и на общем интересе – к культуре православного колокольного перезвона.





Примечательно, что именно Диканька – бывшее имение Кочубеев – несколько раз за свою историю становилась местом кристаллизации высокого духа и высокой культуры – даже определяющий для культурного сознания XIX века "украинский" миф Гоголя начинается именно с "Вечеров на хуторе близ Диканьки". А церковь Николы Диканьского и ее колокольня, где проходил гала-концерт фестиваля, построена в конце XVIII века по проекту известнейшего архитектора Николая Львова – в классицистическом масонском стиле. Именно в этой церкви мать Гоголя молилась перед родами о счастливом разрешении – потому сына и назвали в честь святителя Николая.



Похоже, у организаторов колокольного фестиваля получилось создать интересный тренд, моду колокола и колокольный звон – по крайней мере, о подобном высказывались многие гости мероприятия. И если колокола и вправду отгоняют темных сущностей, то подобное дело не только богоугодно, не только эстетически прекрасно, но и может сделать жизнь светлее и ярче.

УНИАН



Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.