Иван Хованский, Модест Мусоргский и Валерий Гергиев отметили инаугурацию Путина 3.0 мистическим скандалом
Киевские друзья-опероманы похвалились мне вчера своей радостью: в Киевской опере (впервые на украинской сцене так масштабно!) была показана "Хованщина" Мусоргского (в редакции Шостаковича) – легендарная постановка Мариинского театра еще 1960 года! Да и не в каком-нибудь концертном исполнении, а в самом настоящем и полноценном – с гениальным Гергиевым за дирижерским пультом, с монументальной советской сценографией и дорогими костюмами, с 250-килограмовым колоколом и живым конем на сцене. (http://www.newsmusic.ru/news_4_25383.htm)
Всё это роскошество происходило в рамках XI Московского Пасхального фестиваля: ради всего лишь одного спектакля в Киев приехало аж 270 музыкантов (артистов оркестра, хора, оперных звезд), не говоря о техническом персонале. Такие мероприятия планируются заранее и без задней мысли, поэтому в том, что этот спектакль пришелся именно на 7 мая – на день "помазания на президентство", едва ли мог быть чей-то тайный умысел. Если и умысел, то не тайный, а Высший. Поэтому будем думать, что просто так совпало – как и пожар в Манеже 14 марта 2004 года, после выборов Путина 2.0. Тем символичнее и сюрреалистичнее весь контекст.
Итак, в российском стольном граде – инаугурация Путина 3.0, а в столице Украины, которая на фоне России всегда выглядит мятежной, анархистской, козацкой, "оранжевой", дают оперу из русской истории: о старообрядцах и стрелецком бунте, о смуте, о смертельной борьбе за власть, о власти и оппозиции, о том, как победившие боярско-олигархические группировки безжалостно расправляются с проигравшими (Нарышкины и Милославские). В общем, по накалу страстей и жестокости Болотная и все "белоленточники" просто отдыхают – вместе с Поклонной, Народным фронтом, "ЕдРом" и "нашистами". Но логика всего происходящего – куда уж как современнее!
Примечательно, что последняя экранизация пушкинского "Бориса Годунова", сделанная Владимиром Мирзоевым, была воспринята чуть ли не как оппозиционный манифест, а потому ограничена в прокате. И вот еще вопрос без ответа: уместно ли в современной путинской России воспринимать обе "исторические" оперы Мусоргского ("Хованщину" и "Бориса Годунова") просто как поющий учебник истории? Или это, скорее, тяжелая рефлексия по поводу того, что происходит здесь, сейчас и с нами?
Разумеется, можно возразить: ну какое отношение имеет Киевский оперный театр с привезенной из Санкт-Петербурга "Хованщиной" к современной России?
Да никакого!
Если, конечно, не вспомнить, что именно в этом самом зале Киевской оперы, между первым рядом и оркестровой ямой, в 1911 году, т.е. 100 с небольшим лет назад, был убит премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин. Правда, тогда давали оперу об интригах в царском дворе и чуть ли не о цареубийстве – "Сказку о царе Салтане" Римского-Корсакова. Но 7 мая 2012 года, в день инаугурации Путина 3.0, была именно "Хованщина", а не чайковское "Лебединое озеро" и не глинковская "Жизнь за царя"...
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.