29 січня 2014, 15:29

In Memoriam. Олена Чекан. 40 днів...

PreScriptum.

Завтра у Києві, в редакції "Главреда" о 14.00 відбудеться інтернет-конференція за нашої участі. Запрошую висловлюватись та ставити питання, робити це ТУТ: http://glavred.info/chat/andrey-okara-268734.html

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Спливає 40 днів, як цей світ (точніше, видиму частину світу) полишила чудова людина – актриса театру та кіно, журналістка ОЛЕНА ВАСИЛІВНА ЧЕКАН.

Цей сайт довгий час боровся за її життя та здоров'я.

Рідні та друзі п. Олени, насамперед, син Богдан, висловлюють велику-велику подяку усім, хто відгукнувся і зробив її життя довшим.

Зараз в Києві – Майдан, революція. Пані Олена з великою радістю сприйняла пробудження України та українського народу.

Усім світлим душам, що пам'ятають п. Олену, можна молитись за упокій її душі і введення во райські чертоги.

Вічна пам'ять і Царство Небесне!

Сьогодні – унікальні відео та її вірші, а також – рецензія на її спектакль.





UKrain – Об'єднане Королівство дощу

Ніякого дива

Забагато зараз!

У неї вибору не було

Безжальною до себе

На кін життя вона ставила

Щось, що її підганяло

Цьому не можна навчитися – жага життя

Політ над страхом

Тіло, що не відгукувалося

До захвату приєднувався подив

Наввипередки з коханням й хворобою -

Вона летіла над буденністю й нудотою життя

Разом з трагічним почуттям приреченості на подив і спокій...



* * *


Склад – полутьма, золотой дождь пляшущих пылинок – Даная? – старые, горкой сложенные матрацы, вороха танцевальных костюмов. И в раскаленной жаре оглушительное цоканье цикад

Мечта – венгерский чардаш Листа: дрожащее тельце, жар чужого дыхания

Потом приходила всегда, по-хозяйски приобняла, ночные купания, достань кувшинку. Возвращалась одна.

И черт его знает, с любви ли, с невнятной тоски

Он рвался постичь ее в прошлом. Отслеживал чутко.

На детские фото глядел и читал ей стихи, -

Он в память нырял. Становилось ознобно и жутко.

Там, в давние годы, в ней что-то сломалось. Взахлеб

Беда навалилась на детские плечи.

И вот он глядел и глядел в золотой перископ,

Где бедное счастье к нему выбегало навстречу.

В тот двор, где она вырастала, он шел по ночам

И что-то высматривал там – в нежилых помещеньях...

И на воду дул, чтобы там – у начала начал -

Иные придать этой жизни и смысл, и значенья.

Читал ее рифмы. И тихо рукой отводил

Любую печаль уже возникавшую всуе...

А ежели кровь проступала из школьных чернил,

То он, утешая, ее осушал поцелуем.

На что это было похоже? В эпиграф – чей пыл

Поставить хотелось бы к этому странному действу?

Да, Батюшков с "памятью сердца" своею слегка приоткрыл

Подобные странствия... Но ведь не в область же детства

Чужого?! – Нет, столь обжитого, что стало своим...

Мнемоника сердца с одышкой его благородной.

Читал ее рифмы... Сквозил меж страницами дым -

И он улыбался. И знала она, что – свободна...



* * *


Вот пролетел самолет бомбовой,

След от чеченских ракет

Кто-то убит, ползти не могу

Кричать, – голоса нет...



"ИМЯСЛОВИЕ – ИМЯСЛОВИЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ"

(Моноспектакль Елены Чекан "Марина Цветаева – поэтам России")


Марина Черкашина, "Зеркало Недели" http://tsvetaeva.narod.ru/WIN/show/chekan.html

Пушкин, Блок, царственная Анна, косматый и громадный дух земли Макс Волошин, пришелец из пятого времени года и шестого измерения Пастернак, Осип Мандельштам с запрокинутой головой и длинными, как у Вия, ресницами... Все они были торжественными чужестранцами, заброшенными в наш несовершенный мир, оплеванными чернью, осмеянными и распятыми "возмутительно большими поэтами", умевшими находить друг друга и слать друг другу привет из вечности. О том, как это происходило, поведала в стихах и прозе их муза-сестра зеленоглазая Марина-Морена – мысленный собеседник, друг, до самозабвения страстная поклонница, ранняя и поздняя подруга и тайная возлюбленная. Ее ревность к мертвой сопернице заставила с язвительным презрением отозваться о бесстрастном равнодушии красавицы Натальи Гончаровой, чья холодная красота пленила и погубила скалозубого и нагловзорого африканского самовола, бича жандармов и бога студентов – с именем, "благородным – как брань", первого поэта и умнейшего мужа России.

Все они – нездешние, все – "у жизни в гостях" обретали друг в друге тех единственных на потребу читателей и почитателей, которым внятен поэзии божественный глагол. Этой теме посвятила свой моноспектакль "Марина Цветаева – поэтам России" автор композиции и исполнитель Елена Чекан. Ее музыкально-поэтическим вечером открывался 73-й сезон Дома ученых АН Украины в Киеве, престижного центра культуры нашей столицы, объединяющего более тридцати секций, кружков, обществ и тематических клубов.

Вечер открывался и завершался стихами Цветаевой, посвященными поэзии и поэтическому творчеству, уподобленному хлещущей из вскрытых жил самой жизни – "невозвратно, неостановимо, невосстановимо". Уже в этом зачине была задана основная поэтическая тональность, которой окрасила и озвучила вздыбленный и взрывчатый цветаевский стих Елена Чекан. Смягчив его экспрессию и трагический надлом, исполнительница избрала лирический ключ интерпретации. Это помогло гармонизовать диссонансы, снять вызывающую полемическую заостренность манеры высказывания. На первый план проступили напевная мелодика стиха и гибкая пластичность цветаевской прозы. Поэтические миры Пушкина и Цветаевой, Цветаевой и Ахматовой, Цветаевой и Пастернака словно бы сблизились. Все они, поэты русского "серебряного века", раскрылись как наследники пушкинской традиции прозрачной ясности смысла, который не должен теряться за чрезмерным обилием поэтических приемов, изысканной изобретательностью звуковой инструментовки.

Диалог поэтов, восхищение творческим гением собратьев по перу по-разному были выявлены в разных частях целостной композиции. Наряду со стихами и прозой самой Цветаевой в ней прозвучали фрагменты из воспоминаний и стихи Анны Ахматовой, Пастернака, Павла Антокольского, Осипа Мандельштама – по-разному неповторимых личностей, с которыми Цветаеву связывал особый характер отношений. Если говорить о Фрагментах, которые особенно удались исполнительнице, то к ним можно отнести емко и колоритно воссозданные портрет Максимилиана Волошина, диалог Цветаева-Ахматова, стихи о Блоке. Цветаева как лирическая героиня своих стихов предстала в трактовке Елены Чекан по-женски ранимой и незащищенной. Из сопоставления качества ее поэтического дара, особенностей личности и судьбы возникал целостный и цельный образ с гармонически уравновешенными фемининными и маскулинными свойствами: поэтом, равными по силе таланта собратьям по перу – мужчинам, была истинная женщина, любящая, страдающая, прекрасная.

Скромная, тактичная режиссура Ольги Бойцовой помогла созданию камерной атмосферы моноспектакля, не отягощенного лишними деталями. Стол с раскрытой книгой, стул, рояль и на нем – ваза с цветами, рама окна – этого оказалось достаточно, чтобы подчеркнуть смену эпизодов, переходы от стиха к прозе, создать настроение того или иного Фрагмента. Этому способствовал продуманный музыкальный фон: звучали отрывки из произведений Баха, Вивальди, Гайдна, Моцарта, Шопена. Думается, что эту удачную композицию вполне можно вынести на большую и самую разную аудиторию. Этого заслуживает как высокая поэзия Цветаевой и фигуры поэтических гениев, ею воспетых, так и талантливая работа Елены Чекан.