Украина может спокойно обходится без золотовалютных резервов
Каждая страна должна иметь золотовалютные резервы, это можно прочитать в учебниках по экономической теории и в рекомендациях МВФ. А почему? Зачем нужны эти золотовалютные резервы? В чем их суть, и почему мы так часто, когда спорим и дискутируем, любим на них ссылаться, или наоборот ими пугать или хвастаться.
Согласно экономической теории, золотовалютные резервы нужны для того, чтобы за счет их влиять на курс гривны. Но, что мешает это делать НБУ без золотовалютных резервов? Или, если сказать другими словами, насколько золотовалютные резервы позволяют или не позволяют НБУ влиять на валютный курс?
Золотовалютные резервы, это красивая экономическая модель, которая, как известно, появилась в 1971 году, после краха Бреттон-Вудской системы, когда доллары США уже на золото не менялись. До этого резервы формировали только из золота, как универсального мирового эталона стоимости. После резервы начали формировать за счет валют других стран, прежде всего долларов США. И дискуссии о том, насколько правомочно золотовалютные резервы одной страны формировать за счет валюты другой страны не утихают. И явно никогда не утихнут. Слишком много противоречий и споров, в самой постановке вопроса – что такое резерв и можно ли считать резервом валюту другой страны, если она тоже зависит от своих золотовалютных резервов. Тогда получается, что валюта, которая находится в резерве одной страны на прямую увязана с состоянием резервов другой страны, валюту которой они держат в своих резервах, но при этом сами эти резервы никак между собой не связаны.
Размер золотовалютных резервов в той или иной степени зависит от внешней торговли и зарубежных инвестиций. И может, поэтому для развитых стран понятие золотовалютных резервов фактически является отражением состояния их валютного рынка. Но, для Украины это далеко не так. С нашей теневой экономикой, которая явно превышает 50%, с громадным количеством наличной валюты, которая обращается на территории Украины, нашими оффшорами и валютой наших гастарбайтеров, и наконец, с нашим "черным рынком" валюты, который показывает в последнее время свою мощь, золотовалютные резервы в нашей стране и золотовалютные резервы даже в Польше или Румынии, это две большие разницы. В условиях, когда в стране существуют два валютных рынка "официальный" и "неофициальный", и при этом сложно сказать, какой из этих рынков больше, сами по себе золотовалютные резервы мало что показывают и не позволяют объективно оценить ситуацию.
В далеком 2004 году, нетто-покупка наличной валюты, считай финансирования "теневой экономики", составила больше 3 млрд. долл. В том же году золотовалютные резервы выросли на 2 млрд. долл. и достигли 9 млрд. долл. В 2005 году та же нетто-покупка наличной валюты была на уровне 3 млрд. долл., а резервы росли на 9 млрд. долл. В 2006 году нетто-покупка наличной валюты составила более 8 млрд. долл. при росте резервов на 4 млрд. дол. И наконец, 2007 год, рекордсмен по росту нетто-покупки наличной валюты – более 13 млрд. долл. В тот же год золотовалютные резервы выросли на 10 млрд. долл. Динамика золотовалютных резервов живет свой жизнью, а наша "теневая экономика" своей. Разные рынки, разные механизмы.
На текущий момент МВФ свое сотрудничество с Украиной в той или иной мере увязывает с состоянием золотовалютных резервов. Но, так ли это важно для МВФ, при оценке экономики Украины, а тем более ее валютного рынка? Может, стоит объяснить МВФ, что рост или падение золотовалютных резервов Украины, не позволяет оценить реальное состояние валютного рынка Украины с ее "тенью" и "светом". Вряд ли МВФ согласиться с тем, что НБУ должен обеспечивать валютой и теневую экономику. Но, как можно оторвать теневую экономику от нашей экономики?
Не проще ли вообще отказаться от формирования золотовалютных резервов, которые мало что показывают для оценки реального состояния валютного рынка Украины? Что мешает НБУ осуществлять интервенции или скупать валюты на межбанковском валютном рынке? Для этого золотовалютные резервы не нужны, для этого нужна или валюта или гривна на счете НБУ или вообще в банковской системе. Даже последние результаты за сентябрь 2012 года выглядят следующим образом: нетто-интервенции НБУ более 1,5 млрд. долл., золотовалютные резервы уменьшились только на 740 млн. долл. Интервенции отдельно, резервы отдельно.
Может, стоило бы больше внимания уделять не расчетной величине золотовалютных резервов, а динамике прихода и ухода валюты в Украину по различным каналам? Это внешняя торговля, с обязательным уточнением невозврата валютной выручки экспортерами, и официальное движение валюты по банковским счетам между резидентами и нерезидентами, а также движение денег по международным платежным системам. Остается без надлежащей оценки движение наличной валюты через границу. Но, тут может быть полезной информация об общей сумме валютных депозитов населения. Эти остатки очень хорошо отражают движение наличной валюты в Украине, хотя и не охватывают всю наличную валюту.
Мы используем опыт других стран. Но мы не забываем, что наша экономика, это все же наша экономика, и не все, что работает в других странах сможет так же работать и тут...
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.