Действительно ли банковской системе угрожает законопроект о банкротстве физлиц?
Сложно понять логику заявлений АУБ, который считает, что принятие законопроекта N1145 от 21 декабря 2012 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно недопущения нарушения прав должников и введения процедуры банкротства физического лица" может узаконить право невозврата кредитов банкам. Действительно, проблема старых кредитов, которые не хотят погашать, существует. Кризис 2008-2009 годов, что называется "засыпал" банковскую систему "проблемкой". Хотя за последние два года часть этих проблемы кредитов была погашена, остается еще большое количество старых кредитов, особенно старых ипотечных кредитов физлиц, которые погашаются очень медленно, а в отдельных банках больше половины таких кредитов считаются проблемными.
По своей сути законопроект N1145 от 21 декабря 2012 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно недопущения нарушения прав должников и введения процедуры банкротства физического лица" прежде всего, направлен не на ипотечные кредитные договора, а на договора потребительского кредитования, которые сейчас активно заключают физические лица и банки. Этот законопроект должен урегулировать факт официального банкротства физического лица и тем самым сравнять физлицо и юридическое лицо, как объект для банкротства. Этот законопроект вносит много изменений в различные законы Украины и фактически создает условия для банкротства физического лица, что невозможно сейчас в Украине.
За основу взят зарубежный метод банкротства физического лица, где, как правило, оговаривается, что физическое лицо-банкрот не имеет права в течение нескольких лет после официального банкротства получать кредиты, выступать поручителем и быть участником создания нового бизнеса. Может действительно, для стран Европы это очень страшное наказание, но для Украины такие наказания, как таковыми не являются. Так как у нас нет реально работающих кредитных бюро, поэтому нет смысла и бояться потери деловой репутации для физического лица-банкрота. Бессмысленно пугать наших людей общественным порицанием или потерей имиджа от заявления "я банкрот". Для Украины этот метод явно не подходит.
Для того чтобы принимать этот законопроект было бы хорошо вначале принять ряд законов четко регламентирующих и упрощающих процедуру изъятия имущества у нерадивых должников. А заодно, наконец, решить юридические коллизии по передаче данных между кредитными бюро и банками относительно физических лиц должников. Без создания полноценной базы кредитных историй, не будет никакого смысла принимать закон о банкротстве физического лица.
Вероятность принятия законопроекта N1145 от 21 декабря 2012 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно недопущения нарушения прав должников и введения процедуры банкротства физического лица" очень низкая. Это во многом популистский законопроект, который ориентирован на поднятие имиджа и получение политических дивидендов разработчика этого законопроекта. Но реально он не может помочь физическим лицам, а тем более улучшить ситуацию в экономике Украине и банковском секторе в частности.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.