Что реально нужно сделать, чтобы наш Автопром развивался, а не останавливался
Это, вместо вступления
"16 травня Міністр економічного розвитку і торгівлі України Ігор Прасолов побував на ПАТ "ЗАЗ".
Міністр зазначив, що відвідання цього сучасного виробництва залишило позитивні враження. Відповідаючи на запитання журналістів, Ігор Прасолов нагадав, що Уряд зараз приділяє велику увагу відновленню українського автопрому, про що свідчать останні кроки в цьому напрямку, включаючи і таку вимушену міру як введення спецмита." http://www.me.gov.ua/control/uk/publish/printable_article?art_id=205918
"В октябре 2013 года Запорожский автомобильный завод остановит свое производство. Об этом сообщил источник на заводе. Остановка "ЗАЗа" связана с тем, что уровень продаж его автомобилей снижается с каждым месяцем. А на октябрь дистрибьюторские компании не сделали ни одной заявки. Руководство завода пытается перераспределить объемы производства июля-сентября на октябрь, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. Однако, по мнению источника, завод все-таки остановит свое производство." http://news.finance.ua/ru/~/1/2013/05/17/302127
А теперь риторический вопрос: что нужно сделать, чтобы ЗАЗ и другие наши автозаводы выпускали больше и больше автомобилей а их работники получали заработную плату, а не пособие по безработице.
По итогам 2012 года в Украине было произведено легковых автомобилей на 28,6% меньше, чем в 2011 году. Падение довольно таки большое. ПАО "ЗАЗ" произвел в 2012 году легковых автомобилей на 31% меньше, корпорация "Богдан" на 36% меньше, и только ЧАО "Еврокар" показало рост производства автомобилей на 25%. Мало производим потому, что мало продаем. И это понятно, активную покупку автомобилей до кризиса 2008-2009 годов во многом обеспечивало автокредитование. Во многих странах мира легковые автомобили покупают в кредит или в лизинг, прямых покупок, чтобы как говорится "все деньги сам", практически нет. А в Украине так не получается. Есть часть людей, которые и сейчас берут автокредиты или покупают автомобили в лизинг. Но, высокие ставки по автокредитам отпугивают многих.
Украинское правительство решило озаботиться этой проблемой и помочь нашим автомобилестроителям. Все логично. Многие страны мира лоббируют интересы своих автомобилестроителей. Во-первых, это рабочие места, что для любой власти всегда плюс. Во-вторых, поддержка отечественного производителя, а это и рост ВВП, и рост доходной части госбюджета. Так что можно по-разному относится к этой идее правительства, но она действительно интересная и нужная, чтобы там не думали злопыхатели и паникеры.
Согласно Государственной программе правительства по активизации развития экономики на 2013-2014 года запланировано выделить в 2013 году 1 млрд. грн на удешевление автокредитов на покупку легковых автомобилей физическим лицам, но только автомобилей отечественного производства. Сумма довольно таки большая, если учитывать, что она пойдет на снижение ставок по кредитам, а не на выплаты по самим автокредитам. Но возникает вопрос, как это реализовать на практике, чтобы эта идея так и не осталась идеей. Потому, что в украинских реалиях просто выдать деньги, еще ничего не значит. Главное кому выдать, и что получатель сможет реально с этими деньгами сделать, кроме ремонта кабинета начальника.
Пока нет четких параметров, сколько процентов по автокредиту будут компенсировать из госбюджета. Но скорее всего, опять можно будет услышать разговоры об автокредитах для населения под 3%. Любимая цифра нашего правительства. И для населения автокредиты под 3% будут выглядеть хорошо, для той части населения, которые не могут сразу купить Бентли или Мазерати по платежной карточке. Некоторые эксперты даже называют количество этого населения: около 100 тыс. новых автомобилей отечественного производства. Вот какой существует отложенный спрос среди жителей Украины.
При реализации этой идеи возникает два насущных вопроса, которые, если их правильно не решить, похоронят идею, так и не позволив ей воплотиться.
Первый вопрос: что такое легковой автомобиль отечественного автомобилестроения? В Украине есть два вида производимых автомобилей. Один из этих видов, согласно терминологии, называется "с большой долей локализации". А если другими словами, это Ланос и Богдан, при производстве которых более 50% запчастей или комплектующих производится на территории Украины. Нельзя сказать, что это чисто украинские автомобили, но в целом, такое производство автомобилей существует во многих странах мира, в том числе в Чехии и России. Но, есть и другой вид автомобилей, которые фактически собираются или точнее доукомплектовываются только из зарубежных комплектующих. Для таких автомобилей локализация может вообще быть близка к нулю. Это, прежде всего "наши" корейцы и частично китайцы. Если еще Ланос можно назвать полу-украинский автомобилем, то SsangYong, это явно другое. Поэтому, если уже и осуществлять господдержку отечественного производителя, то тут принципиально необходимо сразу оговорить, что льготные автокредиты могут выдавать только на легковые автомобили, где уровень локализации не меньше 60%, чтобы не оказалось, что вместо украинского автопрома будет простимулирован китайский или европейский автопром.
Второй вопрос, более сложный: как сделать реальным это льготное автокредитование? В отличие от ипотечных кредитов, автокредиты более мелкие и короткие по сроку. Поэтому применить механизм компенсации процентов, как это делают по программе "Доступное жилье 3%", по автокредитам не получится. Тут может возникнуть много злоупотреблений, когда не будет возможности получить свою компенсацию в результате бюрократических проволочек. Реально эту проблему можно решить, если воспользоваться немецким опытом. Можно создать, или на базе действующей лизинговой компании организовать автолизинг по ставке 3% годовых.
Во-первых, в европейских странах действительно более популярен автолизинг, чем автокредиты. Их практика применения показала, что для населения автолизинг удобнее, возможностей больше. Можно и новые, и б/у автомобили выдавать в лизинг. Кроме того, можно исключить первый взнос при автолизинге. Упростить процедуру оценки платежеспособности. И проще забрать автомобиль, если лизингодержатель отказывается платить за автомобиль.
Во-вторых, когда говорят "1 млрд. грн", подразумевают не прямые деньги из госбюджета, а госгарантии. Это разные деньги. Госгарантию еще нужно превратить в деньги. Для этого лизинговая компания будет оптимальным вариантом. Она сможет выпустить корпоративные облигации под госгарантию и привлечь деньги с рынка. А уже потом за счет этих денег купить отечественные Ланосы и Богданы, которые сможет выдавать в лизинг под 3%. Абсолютно реальная модель, которая может сработать в условиях украинской экономики.
Будут ли пользоваться спросом Ланосы в лизинг для населения? Сложно сказать, пока не попробовать. В любом случае, определенный спрос есть и на Ланосы, и на Богданы. Но как говорится, любая идея проверяется на практике. Осталось только идею реализовать.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.