Какой эффект получил украинский автопром от введения спецпошлины?
Непосредственно эффект от введения спецпошлины на импортные автомобили будет наиболее заметен по итогам года. Но первые результаты налицо. Ситуация для украинских автопроизводителей начала меняться в лучшую сторону.
Слишком быстро в свое время правительство "впрыгнуло" в ВТО, при этом, не оговорив пошлины по автомобилям. Если Россия при вступлении в ВТО выторговала спецпошлину на импортные автомобили на уровне 25% в течение еще пяти лет, то Украина сразу открыла свои рынки для всех импортных автомобилей. И, как результат, если в России зарубежные автопроизводители вынуждены строить автозаводы, то в Украине все просто: завез беспошлинный автомобиль, и все замечательно. Не удивительно, что против этих спецпошлин выступили импортеры. Таких льготных условий они не имеют ни в одной стране мира, где есть собственное автопроизводство. Почему они не спешат наращивать ввоз автомобилей в Бразилию – потому что там спецпошлины растут и растут из года в год, несмотря на то, что Бразилия член ВТО.
В данной ситуации можно спорить и доказывать, что лучше Ланос или Черри, это вечный спор. Но факт остается фактом: для того, чтобы объемы украинского автопрома росли, а не устанавливали мировой рекорд по падению производства, нужны нормальные условии для их работы и защита рынка от демпинговых цен на импортные автомобили. Жаль, что в правительстве это поздно поняли. И теперь понадобятся годы, чтобы объемы выпуска отечественных автомобилей поднялись хотя бы до уровня 2010 года, не говоря уже о 2007. Но это возможно, и, самое главное, нужно. Если говорить о том, что ВВП Украины должен расти, то расти ВВП может только за счет роста выпуска украинской продукции, не за счет увеличения ввоза импортной техники.
Согласно информации Ассоциации Укравтопром, по итогам мая 2013 года продажа импортных автомобилей упала на 9%. При этом автомобили продукции ЗАЗ заняли первое место по объемам продаж (в апреле были на восьмом месте). Как говорится, лекарство сработало. За счет спецпошлины импортные малолитражки стали дороже украинских и это повлияло на мнение покупателей. Теперь осталось это мнение закрепить, чтобы не потерять эффект от "лечения". Лето на самое лучшее время для наращивания объемов продаж. Сезонный фактор влияет не только на редиску, но и на новые автомобили. Поэтому существенные объемы продаж легковых автомобилей будут осенью. Вот тогда действительно спецпошлина должна дать полный эффект, и не только стимулировать продажи украинских легковых автомобилей, но и увеличить их производство. А тогда уже можно говорить о полном выздоровлении.
Когда говорят, что ВВП падает и нужны реформы, это просто слова. Вот спецпошлина, это и есть реальные реформы, чтобы ВВП росло. И очень странно слышать от одних и тех же экспертов, когда они говорят, что нужны реформы и тут же заявляют, что украинским автомобилям не нужны защитные спецпошлины. Еще более странно слушать слова, что спецпошлина негативно влияет на доходы украинцев. Спецпошлина не распространяется на отечественные автомобили, и поэтому каждый решает для себя сам, что и как ему покупать: более дешевый Ланос, или более дорогой Ситроен. Выбор всегда за покупателем. Другое дело, что мы часто выступаем против реальных экономических мер, зато восхищаемся популистскими речами и лозунгами разного рода проходимцев и фантазеров.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.