11 червня 2013, 18:10

Грешно брать процент с ближнего, но еще больший грех давать деньги в долг даром.

Если мне не изменяет память, то папа Римский Сикс IVв XV веке издал грозную буллу, где обрушил все проклятия святой церкви на самых недостойных людей живущих на земле. Нет, это не нахальные рыцари и бароны, которые могли отобрать последний кусок хлеба у своих крестьян, а потом еще шутки ради уничтожить их поле, охотясь на лис. И не священники, которые за деньги продают отпущения грехов, или коллекторы (это представители церковной канцелярии) которые с неистовым рвением выбивают динарий св. Петра с прихожан на всей христианской территории. Самыми недостойными людьми с точки зрения папы были ростовщики, которые выдают ссуды и тем самым разоряют людей. Папских булл, которые осуждали ростовщиков и вообще ссуды, было много. И они были и до Сикса и после Сикса. И очень часто в этих буллах любили приводить ссылку на Библию, где Иисус изгоняет менял из храма. Причем в отдельных случаях этих менял называли ростовщиками, хотя в самом тексте Библии это, скорее всего менялы, которые просто меняли деньги, ибо в то время многие владыки чеканили деньги и было не так просто понять и разобраться, сколько эти монеты стоят. Но это другая история. В данном случае нападки папы Римского и вообще церкви на ростовщиков были вполне осознанные и имели вполне логическое объяснение. Но, вот насколько обоснованы были проклятия папы, это другой вопрос.

Проклиная ростовщиков, папа Римский при этом очень не любил вспоминать, что именно благодаря римской церкви в средние века было положено начало процессу развития рынка ростовщиков, которые вначале трансформировались в рынок ломбардов, а потом и банков. Практика отдавать деньги, или точнее товары в долг была известна еще в Древнем Китае и Вавилоне. Время от времени этот вид бизнеса, то развивался, то приходил в упадок. Были времена, когда отдельные владыки Персии или лучшие ораторы Греции добивались упразднения долговых расписок. Были и разорения ростовщиков и их обогащения. Во XI веке в Западной Европе началось новое возрождение бизнеса ростовщиков. В это время римская церковь начала активно проводить практику продажи на откуп сбора церковной десятины. Это когда ростовщик сразу платил папе всю сумму налога, которую он ожидал получить с определенной территории, а за это папа давал грамоту этому ростовщику, чтобы он мог не спеша этот налог собрать, чтобы ни один фартинг не потерялся. С помощью этой грамоты и военного отряда отдельные ростовщики очень удачно собирали церковную десятину. Этот процесс очень понравился папе и были такие периоды, когда по отдельным территориям сбор налогов продавали за десять лет вперед. Что называется тут главное начать.

К слову сказать, считается, что ломбарды появились благодаря ростовщикам с севера Италии Ломбардии, которые вначале активно помогали папе собирать налоги, а потом уже на честно заработанные деньги выдавать ссуды всем желающим, в том числе и лицам, которые не могли заплатить налоги. Папа был не единственным клиентом ростовщиков. Если помните, Ричард Львиное Сердце, когда собирался в христовый поход заложил ростовщикам Англию. Вообще в те времена, только в летописях и фильмах войны благородных рыцарей и королей такие красивые и величественные. Все в действительности было очень тривиально и банально. Для любой войны нужны были деньги. Любой рыцарь был обязан нести свою службу только на территории своего феода или лена. Если же король желал чтобы рыцарь участвовал в походе за пределами своего феода, то в этом случае срок службы рыцаря не мог превышать сорока дней, и на этот срок король должен был обеспечить рыцаря и его слуг всем необходимым и самое главное заплатить за риск. Поэтому очень часто король перед началом войны брал ссуду и закладывал свое королевство или его часть. Это не значит, что часть королевства можно было забрать. Такое не допускалось. Но вот налоги, которые взымались из этой территории теперь являлись объектом залога и если король ссуду не погашал, то уже ростовщик с помощью других рыцарей собирал налоги. Выгодное ли это было дело? Скорее всего, по-разному. История знает разные случаи, когда одни ростовщики становились богаче королей, а другие кончали свою жизнь в лохмотьях нищих.

Не все могли позволить себе отдавать в залог налоги своих территорий. Поэтому простые рыцари или бароны закладывали оружие, амуницию, вещи. Священники монастырей умудрялись закладывать даже святые реликвии и священные книги. Поэтому изречение "заложить меч в ломбарде", это было реальное явление. Причем, в те времена беззалоговых кредитов не было. Ссуда давалась только по залог. Правда со временем, выдавали уже ссуды и без залога, но это уже когда появились позорные столбы. Если, это был благородный должник, его просто привязывали к столбу, и он так стоял весь день. Для какого-нибудь графа или барона это был позор и поэтому они старались этого не допускать. К слову, горожане имели право оскорблять и бросать нечистоты в привязанного. Если должник был не благородный, из простых крестьян или горожан, то его наказывали плетью. При этом количество ударов зависело от размера долга. Как видите, методы были разные. Эффективность тоже.

Во многом нелюбовь римских пап ростовщиков была вызвана вполне меркантильными интересами. Со временем именно римские папы были главными должниками ломбардов. Слишком дорого обходилось содержание церкви в роскоши и богатстве. Поэтому, проклиная ростовщиков, они очень надеялись, что они им простят их долги или хотя бы их уменьшат. Для этих целей в папских буллах было запрещено взимать проценты со ссуд, под страхом отлучения от церкви. Вряд ли ростовщики боялись отлучения от церкви. Хотя отлученный от церкви человек не имел право посещать церковь, и в случае смерти его нельзя было хоронить на кладбище. Проблема была в другом. Если лицо было отлучено от церкви, то соответственно все клятвы, которые были даны ему, а это могли быть и клятвы вернуть ссуду, являлись недействительными. А это уже, сами понимаете, большой риск. Поэтому этот запрет действительно подействовал на ростовщиков, но вот результат получился явно не тот, которого ожидала римская церковь. Во-первых, резко увеличилось количество ростовщиков евреев, так как их церковное отлучение не пугало. Во-вторых, вместо процентов начали использовать активно дисконт. Это стало основой для развития вексельного обращения. Вместо того чтобы назвать процент по кредиту, процент оформляли в виде дисконта. При этом стоимость ссуд от этого не уменьшилась.

В те далекие времена была такая практика расчета процентов. Получает человек ссуды и с него просят всего две монеты за день, самые жадные просили три монеты, а уже пять монет это грабеж. Почему за день? Жизнь была бурная, и на год никто не загадывал, и сами подумайте, разве две монеты это много? Из какой суммы? Ясное дело из очень популярной суммы в сто монет. Все удобно и просто.

Когда начали использовать векселя, стали чаще использовать другое правило "монета за монету". Другими словами, если в векселе записали 100 монет, то на руки должник получил 50 монет, а вернуть должен уже 100 монет. И самое главное, никаких процентов.

Можно сколько угодно посылать проклятия на головы ростовщикам, банкирам, но от этого не уменьшится, ни количество желающих получать ссуды и кредиты, ни сама стоимость кредитов. Как не бывает бесплатных товаров, при условии, что это "не сыр в мышеловке", так и не бывает бесплатных ссуд. И тут уже никто не поможет ни Бог, ни дьявол.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.