13 червня 2013, 22:32

Как нам советуют бороться с коррупцией

Сегодня в Национальном Университете "Киево-Могилянская Академия" будет проходить круглый стол на тему "Коррупция, как основная преграда на пути к Европе, в контексте рекомендаций GRECO". Организатор мероприятия Ассоциация институции гражданского общества "Диалог с властью"

Согласно данным Минюста, по состоянию на 22 мая 2013 года, Украина с 13 рекомендаций GRECO полностью выполнила две рекомендации, частично – десять, и одну не выполнила. Предлагается часть этих рекомендаций рассмотреть. Все же интересно, что он от нас хотят, эти ребята в белых рубашках и черными галстуками.

Совет Европы дал Украине рекомендации, как бороться с коррупцией. Рекомендаций много и они разные.

Рекомендация I.

Создать независимый и действенный орган, который будет осуществлять надзор за реализацией национальной антикоррупционной стратегии и соответствующих планов действий.

Верховная рада не поддержала законопроект оппозиции о создании Национального антикоррупционного бюро. Законопроекты N2218, N22192.

Эта идея уже давно обсуждается. Такие идеи были еще в 90-х годах, много говорили об этом после "оранжевой революции", но реализовать ее не получается. Главное не создать этот орган, а определиться, что он будет делать, и какими правами будет обладать. А самое сложное – у кого из существующих контролирующих органов (СБУ, МВД, прокуратура, налоговая милиция) придется забрать часть полномочий. Пока не договорились, кто и что отдаст. И какой из этого получится результат – непонятно. Просто еще один контролирующий орган мало что решит. Как говорили очень серьезные люди: "Раньше приходилось решать на Короленко, а теперь на Гайцена". Но суть от этого не поменялась.

Рекомендация III.

Четко установить, что случаи коррупции должны трактоваться как уголовные преступления или, в крайнем случае, четко разграничить требования к применению административных и уголовных процедур.

18 апреля принят Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения национального законодательства в соответствие со стандартами Криминальной конвенции о борьбе с коррупцией". Законопроект N2802. За все преступления, связанные с получением неправомерной выгоды, предусмотрена уголовная ответственность.

Чисто технический законопроект. Сейчас есть уголовная статья за получение взятки. Причем от размера взятки зависит и размер наказания. По логике разработчиков этого законопроекта, можно будет привлечь к уголовной ответственности даже должностное лицо, которое получило не именно взятку, а некую выгоду, которую можно трактовать, как взятку. Юристы сразу скажут, что в наших условиях, это очень опасная статья. Могут не столько бороться с коррупцией, сколько просто сводить счета между собой в конкурентной борьбе за кресло.

Рекомендации XI и XII.

Принять новые правила конфискации и ареста доходов, полученных преступным путем, которые дадут возможность применять эти меры не только к прямым, но и к косвенным (конвертируемым) доходам, осуществлять эквивалентную конфискацию и конфискацию доходов третьего лица согласно Криминальной конвенции о борьбе с коррупцией (рекомендация XI). Принять нормативно-правовые акты об управлении удаленным имуществом, может гибко применяться в целях эффективного сохранения стоимости такого имущества (рекомендация XII).

18 апреля принят Закон Украины "О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс Украины (относительно выполнения Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины) ". Законопроект N2803. Введено понятие "специальная конфискация", которая вводится исключительно в отношении должностных преступлений (коррупционных).

Довольно таки мощная вещь в наших условиях. Действительно, история знает случаи, когда госчиновник "немного нацарював для себя", но эти деньги не держит в сейфе, а вложил в бизнес от имени своих родных. В результате, он официально ничего не имеет, но при этом бизнес его родных удачно развивается. Если принять этот законопроект, то получается, что можно этот бизнес конфисковать. Сложно сказать, что подумают "старшие товарищи". В любом случае, это очень усложнит работу государственного аппарата. Может и найдется в госструктурах несколько мазохистов, но на их голом энтузиазме экономика Украины долго существовать не будет. Если госчиновник не имеет нормального дохода, то невозможно требовать от него и нормальной работы. Тут, как говорится, "как платят, так и работаем".

Рекомендация XIX.

Тщательно пересмотреть законодательство о государственных закупках с целью приведения его в соответствие с европейскими нормами и стандартами в отношении политики, подотчетности и прозрачности.

Проект Закона о внесении изменений в Закон Украины "Об осуществлении государственных закупок" (относительно усиления прозрачности закупок предприятий).

Законопроект N2207 (на рассмотрении). Предлагается вернуться к прозрачности закупок государственных предприятий.

О необходимости честных и прозрачных госзакупок заговорили еще в 1992 или 1993 году. Тяжело даже пересчитать, сколько было принято за это время различных законов и постановлений, которые должны были бы усовершенствовать или улучшить механизм госзакупок. Чего только стоит гениальная идея ребят из предыдущей команды власти о Тендерной палате. Но результаты пока остаются на том же уровне. Оппозиция критикует власть за непрозрачность госзакупок, но как только оппозиция становится властью, тут же забывает свою критику и работает по накатанным схемам. Только все больше и больше становиться волокиты и проблем для обыкновенных госзакупок. В результате, даже появилась такая фраза: "Чем морочить голову с тендером, проще решить полюбовно".

Рекомендация XXI.

Принять четкие правила/инструкции для всех государственных должностных лиц по информированию о подозрениях в совершении коррупционных деяний и ввести защиту от негативных последствий для лиц, добросовестно информирующих о таких случаях (свистуны).

14 мая принят Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реализации государственной антикоррупционной политики". Законопроект N2837. Лицо может быть освобождено от привлечения к дисциплинарной ответственности в связи с сообщением им о нарушении требований базового антикоррупционного закона другим лицом.

Это чисто по-европейски. Вообще сама система антикоррупционной защиты в странах ЕС и США, это система, взятая на вооружение у НКВД и гестапо – все стучат на всех, и чем больше стучат, тем лучше. Она позволят держать госчиновников в постоянном напряжении, так как все понимают, что твой сослуживец, который так мило с тобой беседует, в действительности "милый человек, наш стукачок". Может, кому-то и нравится работать в коллективе, где все друг на друга стучат. При этом около 99% этой информации, это откровенная ложь, главная цель которой создать проблемы для потенциального конкурента, чтобы занять его место в должностной иерархии. Поэтому больше всего страдают начальники среднего звена. Их места являются желанными для многих сослуживцев и поэтому они стучат с особым азартом, в расчете на то, что у человека сдадут нервы, и он просто освободит должность, или за бесконечные дисциплинарные разбирательства его просто "утопают".

Рекомендация XXIV.

Ввести ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, включая эффективные, пропорциональные и убедительные санкции, и рассмотреть установление регистрационной системы для юридических лиц, которые будут субъектами такой ответственности.

Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно выполнения Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно ответственности юридических лиц)

Законопроект N2990 (на рассмотрении).

Это явно в духе европейской бюрократии: еще одна регистрация, только не совсем понятно для чего и для кого. Если исходить из их логики, то нужно создать некий реестр юридических лиц-коррупционеров, чтобы отслеживать, как отдельные юридические лица взаимодействуют с госслужбой и не имеет ли их взаимодействие коррупционный характер. А для начала хотя бы сделать "черный список" юридических лиц-коррупционеров, с которыми не стоит дружить другим юридическим лицам, в том числе с юридическими лицами из ЕС. Что-то в таком духе. Сложно сказать, зачем это нужно и какой эффект это даст. У нас можно быстро зарегистрировать компанию и еще быстрее ее "похоронить", если ее будут считать связанной с коррупционными схемами.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.