Хватит ли нам денег из госбюджета?
"Денег в госбюджете не хватает", "Местные органы власти не получают деньги", "Состояния госбюджета критическое!", это любимые цитаты, которые сейчас можно прочитать во многих СМИ. Но те же самые цитаты можно было прочитать и в 2012, и 2010, и 2003, и 2000, и 1993 годах. Каждый год у нас дискуссия о том, что денег в бюджете не хватает, повторяется с завидной регулярностью, независимо кто при власти "голубые", "оранжевые" или вообще "серо-бурые в крапинку". Стало традицией – те, кто ранее были при власти, говорят о критическом состоянии госбюджета действующей власти, но всегда забывают упомянуть о состоянии госбюджета в те времена, когда они сами занимали высокие государственные посты и делили госбюджет. Это все разговоры... Что же действительно происходит с нашим госбюджетом?
По итогам января-мая 2013 года доходная часть госбюджета составила 175,4 млрд. грн, а расходная 197,1 млрд. грн. С нашим бюджетом всегда так: тратим больше, чем получаем. Поэтому дефицит почти в 22 млрд. грн, это типичное явление для нашего, да и не только нашего госбюджета. Дефицит госбюджета есть в США, Франции, Великобритании, России, Казахстане и вообще в большинстве стран мира. Отсутствие дефицита госбюджета, это скорее нонсенс, чем правило. В мире принято дефицит госбюджета сравнивать с ВВП. Если исходить из этого показателя, то в Украине это очень маленький показатель, около 3,6%. По итогам 2012 года дефицит госбюджета был 3,8%.
А почему же начались разговоры, что местные госбюджеты сидят без денег? Пожалуй, необходимо внести небольшую ясность в вопрос: куда тратят деньги из госбюджета. Это самое интересное.
За январь-май 2013 года было израсходовано из госбюджета
- 37,0 млрд. грн или почти 25% всех расходов, это выплата пенсий и различных социальных пособий;
- 22,9 млрд. грн финансирование расходов местных бюджетов;
- 18,5 млрд. грн финансирование за счет государственных денег строительства различных объектов, в том числе и наших дорог;
- 17,5 млрд. грн выплата заработной платы учителям, врачам и работникам культуры, а также на содержание объектов;
- 12,4 млрд. грн оплата старых государственных долгов;
- 10,4 млрд. грн заработная плата бюджетников и покупка новых автомобилей для государственных чиновников.
Вот так всегда. Посмотришь на общую сумму денег, которой располагает госбюджет, то, кажется – сотни миллиардов, а как начинаешь делить, то оказывается мало, всем не хватает.
Согласно Бюджетному кодексу казначейство обязано в первую очередь финансировать защищенные статьи госбюджета. Поэтому финансирование затрат по оплате труда бюджетникам, а также по выплатам пенсий по возрасту за январь-май 2013 года было осуществлено в полном объеме. Тут, как правило, нарушать никто не хочет и не будет. Нельзя было не рассчитаться с долгами. Хотя это не защищенная статья, но долги нужно отдавать вовремя, чтобы в будущем можно было брать новые. Можно долго спорить, как были поделены деньги между местными бюджетами, и насколько было оправданно финансирование строительства различных объектов в том или ином регионе. Местные органы власти всегда спорят с Киевом, что их обидели и им денег не дали. Это уже традиция. И сейчас она принимает очень популярный характер. И центральная власть, и местные власти хотят как можно больше и больше денег. Тратить их всегда легко и есть всегда места, куда их можно потратить.
Почему же местные бюджеты жалуются, что у них нет денег? Денег из госбюджета действительно не хватает. И поэтому есть два пути решения этой проблемы: поднять налоги, "отжимать" бизнес или сделать эмиссию гривны. Дополнительно "отжать" бизнес летом маловероятно. Летом самые активные бизнесмены временно уменьшают свою активность до осени и поэтому, даже самое активное общение налоговой с бизнесом дополнительных налогов не принесет. Уж сколько получаем, столько получаем. Можно напечатать гривну, но не летом, а уже тоже осенью. Летом делать эмиссию бессмысленно, опять-таки из-за летней паузы бизнеса. Лишние деньги просто спровоцируют инфляцию или девальвацию – ни то, ни другое не нужно.
По этой причине ждем осень. Тогда уже будем увеличивать и доходы, и расходы госбюджета. К осени должны начать работать финансовые векселя, это значит увеличиться сумма дохода госбюджета за счет реструктуризации долгов по возврату НДС. Начнут действовать новые акцизы и заодно сбор на утилизацию старых автомобилей. А это уже дополнительные деньги. И тогда же можно будет запустить целевую эмиссию гривны за счет скупки ОВГЗ или финансовых векселей НБУ. А летом можно и нужно только изучать ситуацию. И заодно ждать роста заработной платы бюджетников и роста пенсий ближе к концу года, тогда денег в госбюджете будет больше, можно будет позволить себе такую вольность.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.