"Нам срочно нужны экономические реформы"
Любимая тема многих дискуссий и круглых столов – экономические реформы. И хотя о необходимости экономических реформ говорят с 1991 года, тема эта вечная, как и экономика, поэтому всегда хочется поговорить об этом еще раз. Вот только когда задаешь конкретный вопрос: "Какие конкретно нужны экономические реформы Украине?" внятного ответа получить нельзя. Можно услышать или заученные фразы из американского учебника по политэкономии, что экономика должна развиваться ускоренными темпами, или в очередной раз тезис: "Нужно снижать налоги".
Налоги никогда не бывают маленькие. Во всех странах ругают размер налогов. И это правильно. Никто не любит платить налоги, и с этим ничего не поделаешь. Но сводить все экономические беды Украины только к размеру ее налогов, это ошибка, или точнее незнание экономики Украины. Согласно информации Мирового банка, по уровню налогов Украину близка к Бельгии и России, и налогов в Украине значительно меньше, чем во Франции или Германии. У нас уровень налогов невысокий. А с 2014 года еще снизят НДС с 20% до 17%, а налог на прибыль с 19% до 16%. В результате, Украина еще лучше будет смотреться в рейтинге Мирового банка, но нельзя решить проблемы Украины только за счет снижения налогов. Согласно того же сайта Мирового банка по количеству времени, необходимого для составления всех отчетов и справок для налогов, Украина больше похожа не на Бельгию, а на Болгарию или Пакистан, там аналогичная ситуация. У нас не налоги высокие, а налоговое администрирование, мягко говоря, желает лучшего. Вот это действительно требует экономических реформ.
Хотя это сделать непросто. Украинский бизнес по традиции не любит платить любые налоги и старается максимально увильнуть от этой "почетной обязанности", так как любая уплата налогов, это дополнительный расход из "кармана" бизнесмена, что бы там не говорили. В свою очередь, налоговая старается максимально "отжать" бизнес, так как план по сбору налогов никто не отменял. И это противоречие решается тяжело, ибо компромисс интересов бизнеса и фискальных органов в Налоговом кодексе еще прописывать и прописывать. В США, несмотря на всю их хваленую справедливость налогов, и в наше время постоянно усовершенствуют систему администрирования налогов, и все равно ее больше ругают, чем хвалят и бизнесмены, и налоговики.
История знает случаи, когда бизнесмены становились крупными налоговиками, и наоборот. Во все времена, разговоры те же: у бизнесменов "плохая налоговая, большая налоговая нагрузка", у налоговиков "плохие бизнесмены, мало платят налогов". И пойми их, кто тут прав.
Обратили внимание, или нет, но приняв закон о трансфертном ценообразовании, власть разделила бизнес, что называется, развела по "углам ринга". С одной стороны – упрощенная система налогообложения, теперь уже фактически захватывающая не только мелкий, но и средний бизнес.
Тут все просто. Заплатил "оброк", а система упрощенного налогообложения – это классический метод оброка, который существовал еще со времен Киевской Руси, и работай дальше. Никого не интересует, сколько ты заработал или не заработал реально, но оброк обязан заплатить. Ставка оброка, это отдельная тема, она никогда не была маленькой, зато и контроля не было, и весь доход твой. Но это с одной стороны. А с другой стороны – крупный бизнес с его трансфертными ценами, тут уже другие правила и другой доход. Тут уже оброком не обойдёшься. Тут, или ты крупный бизнес и ты играешь на рынке, как крупный, и к тебе относятся, как к крупному, а если не можешь – иди себе к мелкому бизнесу и не мешай солидным людям заниматься экономикой.
Во многом появление расширенной системы упрощенного налогообложения и трансфертного ценообразования, это реальная экономическая реформа, которая призвана разделить бизнес Украины на настоящий крупный бизнес, который будет работать по-крупному, и влиять на политику и экономику страны по-крупному, и на средний и мелкий бизнес, который может себе позволить льготное налогообложение, но этот бизнес не может быть главным, он скорее должен быть подстроен под крупный бизнес и зависеть от крупного бизнеса.
Вот эта экономическая реформа реально может создать через десять лет в Украине американскую модель экономики. Когда будет большой бизнес, который будет иметь свои правила работы, но при этом и будет обеспечивать большое поступление налогов в бюджет, хотя при этом будет и получать самою большую выгоду от приближенности к власти. И средний и мелкий бизнес, который будет давать возможность заниматься бизнесом, получать доход и нанимать рабочую силу, но их вклад в экономику будет заведомо ограничен. А, вот стать из среднего и мелкого бизнеса крупным будет очень и очень сложно, как это имеет место во всех развитых странах.
Любая экономическая реформа требует время для того, чтобы она показала всю свою силу. В свое время, когда еще Кучма принял указ об упрощенной системе налогообложения, мало кто понимал, к чему это приведет и как изменится экономическая модель Украины. А теперь уже и забыли, что долгое время, в Украине не было упрощенцев, как не было и крупных солидных компаний. Все меняется.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.