25 жовтня 2012, 09:38

Учиться патриотизму

4 октября в Украине открыли первый, построенный за последние 40 лет, металлургический завод. Это один из нескольких крупнейших инвестиционных проектов, которыми можно по-настоящему гордиться. К сожалению, только в последние 2 года стали открываться подобные по масштабам объекты индустрии и инфраструктуры. Еще пример – открытие в Киеве (впервые за последние 30 лет) нового моста через Днепр, достроенного ударными темпами в 2010-2011 годах.

Опыт послевоенной Японии, Южной Кореи и многих других государств показал, что осуществить цивилизационные скачки могут лишь страны, где население готово поддерживать консолидированную власть в проведении реформ. Япония – еще и яркий пример "хозяйственного патриотизма".

Чтобы модернизировать Украину, нынешним молодым людям будет полезно подробнее знать о разных страницах ее истории. И тут есть множество поводов для гордости и подражания. Сразу оговорюсь, что многие прошлые достижения нашей страны основаны на поте, крови и смертях миллионов людей. Автор очень критично относится к некоторым методам управления в СССР, и эта статья никоим образом не является рекламой нынешних коммунистов. Эта статья – о патриотизме.



Фото "Экономической правды", 4 октября 2012 года

Вплоть до обретения Украиной независимости машиностроение и металлургия составляли основу экономики нашей страны. О былой мощи украинской индустрии говорит простой факт. Машиностроение составляло треть ВВП УССР. А черная металлургия – всего 11%. При этом в сталелитейной отрасли Украина входила в четверку мировых лидеров. Мощнее металлургический комплекс был только в России, США и Японии.

Производство стали в Украине колебалось от 46 млн. тонн в 1970 году до 52,6 млн. в 1990-ом. Для сравнения: в 1976 году Германия выплавила 42,4 млн., Италия – 23,3 млн., Франция – 23,0 млн., Великобритания – 22,7 млн., тонн. В последние годы Украина в мировом рейтинге стальных производителей занимает лишь 8-10 места. Прогнозы развития мирового рынка говорят, что в 2015-2017 годах в мире может оставаться незагруженных металлургических мощностей на 400-500 млн. тонн. Большинство наших устаревших заводов находятся под угрозой потери сбыта. Чтобы выжить, Украина просто обязана модернизироваться.

Автору особо близка эта отрасль. Я вырос в семье металлургов. Металлурги – моя тетя, мои двоюродные братья. Мой дед Артем Алексеевич Барчуков на "Запорожстали" прошел путь от простого мастера до руководителя этого металлургического гиганта. 8 октября 1943 года, за 6 дней до освобождения Запорожья от гитлеровских войск, мой дед был назначен директором по восстановлению металлургических предприятий Юга.



На фото: мой дед А.Барчуков и Л.Брежнев в одном из помещений "Запорожстали" (1947 год)

Мой дед – ярчайший пример мужества, патриотизма, самоотдачи ради собственной страны. Свой орден Ленина он получил в первую очередь за восстановление "Запорожстали", "Днепроспецстали" и Днепрогэс.

Днепрогес – не просто одна из сотен электростанций бывшего СССР. В те годы она была символом индустриальной мощи всего Советского Союза. Ее взрывали дважды: при отступлении наши и гитлеровские войска. Но благодаря героизму советских разведчиков и саперов, немцы не успели взорвать все заряды. Впрочем, были уничтожены все турбины, генераторы, краны. Из сорока семи водосливных пролетов уцелело четырнадцать. В 1944 году саперы извлекли из тела плотины 66 тонн бомб и взрывчатых веществ, 26 тысяч мин, снарядов и гранат.





На фото: взорванная турбина и машинный зал Днепрогэса. (1943-1944гг.)





В руинах лежало все Запорожье. Были взорваны все 70 заводов, разрушено свыше тысячи крупных жилых домов, 24 больницы, 74 школы, 2 института, 5 кинотеатров и 239 магазинов, город остался без тепла, воды и электричества. Когда на "Запорожстали" стали восстанавливать листопрокатный стан, на всех колоннах среднего ряда были обнаружены литеры "F" (от немецкого слова "фойер" – "огонь"). Красные стрелки указывали, куда именно закладывать взрывчатку.





На фото: разбор завалов на "Запорожстали" (1943 год)

Чтобы показать масштабы стоящей перед нашими дедами задачи по восстановлению "Запорожстали", приведу лишь один факт: только для эвакуации за Урал и возвращения обратно оборудования предприятия потребовалось 12,5 тыс. железнодорожных вагонов. Каждый из цехов предприятия, был, по-сути, отдельным заводом.

Процитирую некоторые документы.

Из "Истории развития ТЭЦ": "Разрушения на заводе "Запорожсталь" оказались самыми большими по сравнению с другими заводами, находившимися на временно оккупированной территории. На ТЭЦ были взорваны все котлы, разрушено здание, затоплена мазутонасосная. Только на уборку завалов потребовалось два с лишним года".

Инженер И.Л. Титенский: "Доменная печь N1 подорвана и просела на три метра, вторая лежит на литейном дворе. Четвертая повалена на бункерную эстакаду".



На фото: разрушенный доменный цех (1943 год), из книги "Запорожсталь".

Из рассказа инженера Л.Г.Петрова: "Я остановился около огромной груды развалин. Трудно было поверить, что это мартеновский цех. Подорванные стропильные фермы накрыли все печи, переломанные дымовые трубы лежали поперек здания".

Акт, подписанный моим дедом, свидетельствует о том, что оккупанты разрушили все доменные и мартеновские печи, все заводские здания и сооружения, энергетические коммуникации. Подорвали и сожгли все жилые дома, здания культурно-бытового и торгового назначения. Остался невредимым лишь единственный объект – временная насосная станция.

Иностранные специалисты, в частности из ЮНРА (международной организации, созданной для помощи странам, пострадавшим от фашизма), утверждали, что только разборка завалов "Запорожстали" потребует более 5 лет, что проще построить новое производство. Но западные эксперты не понимали, что патриотизм делает чудеса.

Те, кто, считал и считает, что все успехи нашей страны строилось только на страхе и репрессиях, сильно ошибается. Репрессии были, это надо знать, об этом нельзя забывать. Но страх никогда не был настолько продуктивным. От членов своей семьи я точно знаю, что несравненно большее значение имели совершенно другие чувства – патриотизм, любовь к собственной Родине, необычайное воодушевление от побед на фронтах. Именно эти силы мобилизовали народ и помогли совершить чудо. К примеру, моя тетя рассказывала, что они, в эвакуации днем учились в школе, а ночью работали на патронном заводе. Причем дети сами добились разрешения на такую работу – для них это было большой честью и наградой работать на обеспечение фронта наравне со взрослыми.



После освобождения Запорожья восстанавливать предприятия было почти некому – в каждом из рабочих поселков, в которых ранее проживало по нескольку тысяч человек, осталось лишь по нескольку десятков женщин, стариков и детей. Больших усилий стоило собрать рабочих. В начале 1945-го на восстановлении "Запорожстали" работало уже около 2-х тысяч человек. К 1 мая удалось ввести в эксплуатацию механический цех, мартеновскую печь литейного цеха, водонасосную установку, телефонный коммутатор на 100 номеров, 4 крана, первое жилье. Лишь с августа 1945 на завод потянулись рабочие со всей страны.

Ранней весной 1947 года возрожденный Днепрогес дал первый ток. 30 июня "Запорожсталь" выдала первый слиток чугуна. 27 сентября 1947 года выдал первую послевоенную продукцию цех холодной прокатки – стальной лист для автомобилестроителей.



На фото: листовка по случаю первого послевоенного выпуска чугуна (30 июня 1947 года).



На фото: готовая продукция "Запорожстали" – листовая сталь для автомобилестроения (1947 год), из книги "Запорожсталь"

С начала 1948 одну за другой ежемесячно вводили в эксплуатацию 6 мартеновский печей.

На уровень довоенного производства "Запорожсталь" вышла уже в 1949, а к концу 1950-го превысила довоенный уровень в 1,6 раза.

Восстановление "Запорожстали" и Днепрогэса во всем мире признано классическим образцом концентрированного сосредоточения сил и средств для достижения масштабных индустриальных задач. Впоследствии этот опыт применялся при возведении сверхмощной домны N9 в Кривом Роге и стана "3600" на "Азовстали", который, кстати, был модернизирован в 2011 году. Этот опыт был применен и при строительстве Волжского автозавода и КамАЗа; на разработке месторождений Тюмени и сооружении Байкало-Амурской магистрали.



Немецкий генерал Штюльпнагель, после отбытия из Приднепровья, докладывал Гитлеру: "Промежуток в двадцать пять лет – вот какой срок понадобится, чтобы восстановить разрушенное". Но как он ошибался! Только за 1943 и 1944 года в Украине было восстановлено 21 тыс. км. железнодорожных путей, 615 мостов, 28,5 тыс. км. линий связи, 260 судов поднято со дна Днепра; восстановлено или заново построено 29 аэропортов и 295 посадочных площадок. Это позволяло поддерживать наступление советской армии и возрождать экономику освобожденных от фашистов регионов (данные доклада П.Беликова, Н.Сиринеко, Н.Черинько, В.Тарасенко).



За эти два тяжелейших года было введено в эксплуатацию 123 крупных и 506 средних и малых шахт, началось строительство 50 новых шахт по добыче коксующегося угля. Возрождалась нефтяная и энергетическая промышленность. В течение 1943-1945 годов были восстановлены 14 домен, 35 мартеновских печей, 38 прокатных и трубных станов, два бессемеровских конвертора, 95 крупных машиностроительных предприятий и 80 химических заводов. Благодаря самоотверженности нашего народа к концу войны была восстановлена почти треть довоенных производственных мощностей промышленности.

И уже к 1950 году Украина превысила довоенные объемы промышленного производства! А мы в независимой Украине за 2 десятилетия достигли лишь 70% ВВП 1990 года.

"Оранжевые" политики радовались как дети, когда перепродавали "Криворожсталь". Но, ни одного объекта национального масштаба при их правлении не было введено в действие. Они даже об этом не думали! Два блока АЭС были достроены в 2004 году при активном участии правительства Януковича. И только в последние 2 года стали строится новые масштабные промышленные и инфраструктурные объекты. И это – в период затяжного мирового кризиса. К примеру, активизировано начатое в 2004 году строительство моста через Днепр в Запорожье и уже скоро первую очередь планируют ввести в эксплуатацию. Строятся многие социальные объекты – больницы, школы, детские сады, стадионы. Но самое важное, начали осуществляться крупные промышленные инвестиционные проекты. В том числе активизирована модернизация металлургии. Чуть ли не впервые за годы независимости введены элементы государственного планирования и прогнозирования, которые являются одним из элементов успеха всех передовых стран.



Фото "Экономической правды", 4 октября 2012 года

Украина должна гордиться новыми высокотехнологичными производствами, и создавать условия для их ускоренного развития именно в нашей стране. Героями общественного мнения должны быть те, кто упорно работает, что-то создает, в первую очередь в хай-тек индустрии. Но и рядовые инженеры и технологи, сталевары и химики должны понимать, что общество ценит и гордится их работой. Политики-популисты, обещающие прийти к власти, все отнять и поделить, не должны получать поддержку экспертов и журналистов. Даже если они красиво говорят о демократии. Настоящий патриот это тот, кто хорошо работает, сознательно принося пользу своему народу.

Наши темпы пока мизерны по сравнению с тем же Китаем, Южной Кореей или Сингапуром. Причины отставания Украины и методы стимулирования инвестиций – тема отдельной статьи. Цель этой – показать, что многое в наших силах. Украинский народ уже демонстрировал в своей истории чудеса героизма, работоспособности и патриотизма. Каждому из нас как минимум надо любить свою страну и всем вместе работать на благо своих детей и внуков. У нас есть с кого брать пример.

powered by lun.ua

Причины газового кризиса и что делать Украине

Чуть перефразирую автора мирового бестселлера о роли нефти Дениэла Эргина: нефть и газ, это на 10% экономика, а на 90% – политика. Взлет цен на газ в Европе в этом году не имеет аналогов в мировой истории...

Почему деолигархизация необычайно важна для Украины.

Президент Зеленский не перестает удивлять. Два года назад на всех телеэфирах я прогнозировал, что ему будет сложно без опыта побороть старую коррумпированную систему, а отсутствие стратегического видения и достаточных знаний не позволит проводить быстрые изменения...

Украину снова разваливают изнутри

Сегодня сложилась уникальная ситуация, когда наше государство атакуют сразу несколько олигархических групп со своими политическими партиями, спецслужбами и мощнейшими системами пропаганды, включая телеканалы, сайты, раскрученные площадки в соцсетях и десятки спикеров разного уровня популярности...

Власти нужен новый план.

За прошлую неделю мы наблюдали обвал мировых фондовых рынков – самый масштабный с августа 2011 года. Но, как подметил экономист Вячеслав Бутко, в феврале обвалы подобной глубины ранее наблюдались всего дважды: в феврале 1933 и 2009 года...

Коронавирус и социальный психоз

Люди не перестают меня поражать. Я столько лет изучаю это их состояние, начиная с крестовых походов, и заканчивая революциями. Но все равно не могу привыкнуть к человеческой глупости...

Чужие грабли. О зарплатах, бонусах и мериле успешности чиновников

Материал подготовлен специально для газеты "День" В очередной раз Украину шокируют размеры зарплат и премий правительственных чиновников и руководителей государственных компаний...