10 квітня 2013, 11:12

Уроки борьбы Тэтчер с местным самоуправлением

Ушла Маргарет Тэтчер. Многие сегодня говорят о ней либо хорошо, либо нейтрально. Некоторые – с особым восхищением. Кто-то – особенно критикует. Но политики не бывают хорошими или плохими. Великие политики – не исключение. Поэтому, лучше приводить факты.

О Тэтчер можно говорить очень много. Например, именно ее достаточно длительное правление в Британии (наряду с правлением президента Рейгана и главы ФРС Пола Волкера в США) считается базой для победы неолиберальных и монетаристских концепций во всем мире. Именно неолиберализм США и Великобритании, распространившийся на большую часть мира, объективно привел к небывалой финансоализации мировой экономической системы. Его результатами стали ускорение глобализации, реиндустриализация Запада, определенное имущественное расслоение развитых стран, уменьшение роли среднего класса и небывалая в мировой истории концентрация капиталов и средств массовой информации в руках небольшого количества людей. В то же время ее реформы дали определенный толчок британской экономике. Впрочем, это тема отдельных трактатов.



В этой заметке коротко затрону борьбу Тэтчер с местным самоуправлением для усиления центрального правительства Великобритании.

Критики сегодняшней власти в Украине в популистский эйфории заявляют, что, мол, у "киевлян забирают право голоса". Хотя пока никто этого не собирался делать – из-за законодательной коллизии и длительного блокирования работы Верховной Рады оппозицией решение вопроса назначения даты выборов в столице Украины попросту затянулось.

А вот в Великобритании все было иначе. Правительство Маргарет Тэтчер последовательно боролось за снижение роли местного самоуправления. После победы на выборах Консервативной партии в 1979 году кабинет Тэтчер вступил в жесткую конфронтацию с Советом Большого Лондона и окружными советами, которые во время ее первого премьерского срока перешли под контроль лейбористской оппозиции. Местные власти стали самыми жесткими критиками консервативного правительства. К примеру, они постоянно вывешивали на здании Большого Совета Лондона плакаты с критикой политики Тэтчер.



На фото: здание Совета Большого Лондона, оппозиционные политики: Кен Ливингстон, Вал Вайс, Чарли Росси, Джон Макдоннелл и Майкл Уорд собрались 11 января 1982 года на открытие плаката о лондонской безработице.

Фото Майка Стивенса / Central Press / Getty Images


Политическая борьба за упразднение этих советов длилась около 4-х лет. Основные стрелы были направлены против лидера левого крыла в Совете Большого Лондона Кена Ливингстона, которого из-за левых взглядов прозвали Красный Кен.

Правящая партия под руководством Тэтчер широко использовала возможности лояльных СМИ для борьбы с оппозицией. Лично ей приписывают вмешательство в решение Комиссии по монополиям о предоставлении австралийскому медиамагнату Руперту Мэрдоку права покупки четырех британских печатных изданий. Известно, что Мэрдок, скупивший множество средств массовой информации не только в Британии и США, но и в ряде других стран, рьяно поддерживал Тэтчер и Рейгана. К примеру, его лондонская желтая газета "The Sun" позволяла себе жесткие манипуляции относительно политиков-лейбористов. Так во время всеобщих выборов 1983 года "The Sun" поместила на первой странице очень "неудачные" фотографии 70-летнего политика Майкла Фута сопровождая заголовком: "Хотите ли вы, чтобы этот старый дурак руководил Британией?". А в октябре 1981 Кена Ливингстона газета описывала как "наиболее одиозного человека в Британии". Таких примеров, когда оппозиционеров сравнивали с фашистами или намекали на их психические расстройства, можно приводить великое множество.



В итоге в 1983 году консерваторы предложили меры по упорядочиванию управления в Большом Лондоне. Роспуск местных советов был призван сократить бюрократию и повысить эффективность управления. Но этот проект вызвал жесточайшую критику по всему политическому спектру.

Несмотря на это в 1985 году законом о местном самоуправлении парламент Великобритании упразднил советы столичных округов наряду с Советом Большого Лондона. Даже само здание Совета было продано японской компании.

С 1986 по 2000 г. в Лондоне существовали только префекты районов (округов). Кстати, Кен Ливингстон стал мэром британской столицы после восстановления самоуправления Большого Лондона на референдуме в 2000 году.



Еще одной мерой, которая по задумке, должна была ударить по оппозиции в местных советах, стала налоговая реформа, проведенная правительством Тэтчер в ходе ее третьего премьерского срока. До реформы главным источником пополнения местных бюджетов был налог на собственность, который платили ее владельцы – состоятельный класс. В 1987 году Закон о местном управлении лишил местные власти этого налога, заменив его комбинацией общенационального налога на бизнес с дотациями центрального правительства, а также налогом, получившим названием "подушного".

Иными словами, вместо налога, основанного на номинальной арендной стоимости дома, был введён так называемый "коммунальный налог", который теперь должен был выплачивать каждый совершеннолетний житель дома. Тори (партия Тэтчер) отдавали себе отчет в непопулярности реформы, но рассчитывали, что гнев избирателя обрушится на лейбористов, которые, как правило, контролировали местные администрации. Тэтчер проигнорировала советы экспертов о том, что этот налог ударит по самым незащищенным слоям населения и что такой налог будет очень тяжело собрать.

В 1989 году этот тип налога был введён в Шотландии, а в 1990 году – в Англии и Уэльсе. Эту реформу называют одной из самых непопулярных мер в ходе премьерства Тэтчер. Общественное недовольство вылилось 31 марта 1990 года в крупные демонстрации в Лондоне, в которых, по разным данным, приняло участие от 100 до 200 тысяч человек. В конце концов, демонстрации превратились в беспорядки. 113 человек было ранено, а 340 человек – арестовано. Драки между бунтовщиками и полицией продолжались до 3 часов ночи. Толпа нападала на многочисленные магазины, автосалоны, поджигала кафе и рестораны, а также припаркованные автомобили.







Фото с сайтов http://www.tumblr.com и http://socks-studio.com

Из-за крайнего недовольства этим налогом преемник Тэтчер Джон Мейджор был вынуждено его отменить.

Проводя широкомасштабные реформы в своей стране, Тэтчер стала ярким примером авторитарного лидера, стремящегося любыми средствами устранить сопротивление собственной политике. И она, как, впрочем, и никто другой, не была застрахована от ошибок.

Сегодня для нас было бы неплохо учиться на чужих ошибках. Понимать, что голый популизм и неоправданный радикализм оппозиции иногда приводит к жестким действиями власти. И наоборот. Поэтому единственный путь – конструктивное сотрудничество.

Впрочем, на фоне действий администрации Тэтчер попытки обвинять сегодняшнюю украинскую власть в авторитаризме выглядят явными преувеличениями.

Наличие местного самоуправления и "права голоса", безусловно, важны. Но сами по себе они не дают киевлянам уверенности в эффективности местных властей и в повышении качества коммунальных услуг. Период правления Леонида Черновецкого это подтвердил. Он также показал, что конфронтация с центральным правительством лишь усугубляет все городские проблемы.

Коммунальная инфраструктура и вся система жизнеобеспечения украинских городов требуют системных многолетних реформ и многомиллиардные инвестиции. Без общегосударственных решений, без конструктивного сотрудничества всех ветвей власти на всех уровнях и всех политических сил подобные проблемы не решаются. Популизм и конфронтация обычно приводят лишь к еще большей разрухе. А разруха, как известно, начинается в головах.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Чому кремль воює з нашою Формулою миру

Останні місяці спостерігається значна активізація російської пропаганди в Україні та світі. Один з напрямів атак – українська Формула миру. Саме тому соромно, коли освічені українці дозволяють собі безпідставну публічну критику цієї нашої стратегічної ініціативи...

Що кожний з нас робить для перемоги. Журналістам, блогерам та ЛОМам.

Якщо навіть взяти позитивний сценарій, то до перемоги нам воювати ще мінімум рік. А може бути – й 3-5 років. Але цей текст – не про прогнози...

По поводу Невзорова и ''хороших русских'': всегда помните о наших главных целях

Прошу, уймите эмоции! Чтобы быть эффективными, давайте включим разум и поговорим спокойно. 1. Сегодня нам нужно побеждать и использовать для этого любые возможности...

Санкции против России и конец путинского режима: что происходит и чего ждать дальше

Россия превращается в резервацию Каждый день ми видим постепенное нарастание катастрофы путинской России. Своими действиями кремлевский фюрер не просто уничтожит собственную армию и миф о ней...

7 лет Минску-2. Бои за Дебальцево уже тогда показали: военным путем Украину не сломить

Сегодня исполняется ровно семь лет со дня подписания Минска-2. Я уже подробно по пунктам пояснял, что Россия все эти годы не выполняет Минские соглашения...

7 лет Минску-2. Бои за Дебальцево уже тогда показали: военным путем Украину не сломить

Сегодня исполняется ровно семь лет со дня подписания Минска-2. Я уже подробно по пунктам пояснял, что Россия все эти годы не выполняет Минские соглашения...