Цели госбанков. Мировой опыт
Единственной целью стратегии развития наших государственных банков Минфин Украины рассматривает лишь повышение их эффективности и независимости от правительства.
Это ужасно и говорит об одном: у власти нет понимания важности государственных банков как одного из немногих механизмов для конструирования будущего развития экономики. Именно об этом свидетельствует мировой опыт. Т.е. мы хотим и дальше "плыть по течению" и гордиться сырьевым статусом отсталой аграрной страны? Или будем, наконец, что-то делать, чтобы вырваться из "ловушки бедности"?
По словам главы финансового комитета парламента Сергея Рыбалка, главная цель госбанков – стать эффективными инструментами промышленной политики.
Ранее я уже упоминал важность государственных банков как инструмента финансирования экономического роста.
В этой статье опишу мировой опыт в этой сфере.
Несмотря на либерализацию и приватизацию 90-х годов, государства были и остаются важными игроками в финансовом секторе, проводя собственную экономическую политику. Согласно исследованиям МВФ за 2010 год, в 96 странах, где государство владеет банковскими учреждениями, их доля составила 21%. При этом исследование не учитывает континентальный Китай.
Но за последние несколько лет в мире наблюдается рост количества государственных банков за счет банков развития.
Например, в Латинской Америке 56 банков общественного развития выдают кредитов на $ 700 млрд. в год (около 10% от общего кредита) и имеют активы до 25 % от ВВП региона.
Банки развития
Многие ученые подчеркивают важность таких банков в содействии промышленному развитию. В своем исследовании государственного вмешательства в банковскую систему американский экономист (родом из Одессы) Александр Гершенкрон в 1962 году отмечал важную роль госбанков в индустриализации Западной Европы. Он утверждал, что без участия государства отсутствие доверия между кредитором и должниками будет препятствовать развитию кредитных рынков.
Ученые отмечают, что сами по себе финансовые рынки в развивающихся странах, как правило, не в состоянии обеспечить достаточно долгосрочное финансирование, необходимое для ускоренного экономического роста. По словам американского экономиста Николаса Брака (1998), банки развития стали "кредиторами последней инстанции", и в этом смысле, они устраняют сбои в кредитных рынках и ускоряют промышленное развитие.
Хелен Шапиро и Хуан Карлос Морено отмечают, что первым банком развития можно назвать Society General Pour Favoriser I'lndustrie Nationale, созданный в Бельгии в 1822 году. Огромное влияние на развитие инфраструктуры в Европе оказал французский Crédit Mobilier (основан в 1852), который финансировал строительство железных дорог, трансатлантическое пароходное сообщение, городское газовое освещение и систему общественного транспорта Парижа.
Фото boardgamegeek.com
В 1920 году для финансирования развития индустриальных проектов был создан Промышленный банк Японии. В 1944 году – Промышленный банк развития Канады, в 1945-ом – Финансовая корпорация для промышленности (FCI) и Промышленно-торговая финансовая корпорация (ICFC) в Великобритании.
По оценке ОЭСР, в середине 1960-х годов в мире насчитывалось около 340 банков развития. Более половины из них были государственными; остальные имели смешанную форму собственности или полностью частную. Что касается вообще государственных банков, то, по данным Леви Йеяти, к 1970 году в странах с развитой экономикой государственные банки контролировали 40% активов крупнейших банков по сравнению с 65% в развивающихся странах.
Одним из самых мощных в Латинской Америке является бразильский Национальный банк экономического и социального развития (BNDES), основанный в 1952 году. Сегодня это один из крупнейших банков развития в мире. По данным исследователей из Гарвардской школы бизнеса, в 2010 году кредиты BNDES составили 21% от общего кредитования частного сектора в Бразилии, преимущественно за счет долгосрочного кредитования, которое расширилось после глобального финансового кризиса 2008 года. В том же 2010 году BNDES держал около 70% портфеля всех долгосрочных кредитов в стране.
Фото epocanegocios.globo.com
В результате объем кредитов, выданных BNDES, более чем втрое превысил общий объем средств, предоставленных Всемирным банком. Капитал BNDES примерно вдвое превысил общий капитал других крупных банков развития, таких как KDB (Корея) и KfW (Германия).
Ученые отмечают позитивную роль BNDES в кризис, когда активность частных финансовых учреждений ослабла. По мнению индийского экономиста Чандрасекхара, в Бразилии этот антициклический эффект проявился намного больше, чем во многих других странах. По его словам, либерализация финансового сектора привела к распаду основных финансовых институтов развития в Индии, что ограничит доступ к долгосрочному капиталу производственного сектора.
На фото – Южная Корея, автомобили на экспорт, www.ibtimes.co.uk
Для Украины будет также интересен опыт Южной Кореи, которая смогла не просто восстановить разрушенную войной экономику, но и превратиться из отсталой аграрной страны в лидера мировых технологий. Среди ключевых факторов успеха стратегии роста, основанной на быстром захвате крупных долей в разных сегментах мирового рынка, называют государственную политику поддержки приоритетных отраслей промышленности. Одна из важнейших составляющих – обеспечение фирм, инвестирующих в эти отрасли, дешевыми и долгосрочными финансовыми ресурсами. Цель – не только инвестировать в передовые технологии и создать масштабные производства, конкурентные на мировом уровне, но также поддержать эти компании в течение длительного периода, когда они приобретают и расширяют долю рынка.
Панорама Сеула. На переднем плане – здание Корейского банка развития, www.aecom.ca
Поэтому не случайно Банк развития Кореи (KDB) экономисты приводят в качестве одного из лучших примеров. Этот полностью государственный банк был основан в 1954 году. К концу 1955 г. он уже занимал более чем 40% от общего объема банковского кредитования в стране. Чуть позже на его долю приходилось 70% кредитов на промышленное оборудование.
И позднее в русле государственной политики KDB также помогал нормализации управления проблемными компаниями через корпоративную реструктуризацию и предоставление консультационных услуг, а также финансировал стратегические проекты регионального развития.
В 1967 году при поддержке Всемирного банка была создана Корейская финансовая корпорация развития, целью которой было содействовать созданию частных предприятий через средне- и долгосрочное финансирование и даже долевое участие, а также технические и управленческие консультации.
фото southkoreaus.blogspot.com
Приведу слова всемирно известного британского экономиста Алис Амсден, которая консультировала Всемирный Банк, ОЭСР, занимала пост заместителя Генсека ООН, а также написала несколько книг об индустриализации развивающихся стран. Ее работы подчеркивают важность государства как координатора и руководителя экономического развития. Еще 15 лет назад она называла знания в качестве важнейшего фактора экономического роста.
В 1998 году своей книге "Следующий гигант Азии: Южная Корея и поздняя индустриализация" Алис Амсден доказывает, что финансовые институты, такие как KDB, сыграли важную роль не только как средство притока долгосрочного капитала в промышленность, но и в качестве механизма для выявления хороших частных проектов, установления четких целевых показателей и контроля выполнения инвестиционных обязательств.
Амсден показала на примере Малайзии, Тайваня, Тайланда и Турции, что при правильной государственной политике вся банковская система может действовать как банки развития, направляя долгосрочные дешевые кредиты в приоритетные промышленные сектора.
Банки развития в течение долгого времени работают как в развитых, так и развивающихся экономиках. Волна либерализации 1990-х годов распространила мнение, что приватизация улучшит управление государственными банками. Но в ряде случаев такие банки были сохранены и даже усилены. По данным UNCTAD, около 40% банков развития были созданы между 1990 и 2011 годами.
Как отмечает Николас Брак, в 1998 году по всему миру в 185 странах насчитывалось свыше 550 банков развития, из них 32 – международные, региональные и субрегиональные. 74% из них – полностью государственные, а еще 21% – более чем на половину находятся в государственной собственности.
По данным профессора Чандрасекхара, к 2011 году активы Банка развития Китая были оценены в $ 991 млрд., активы группы Всемирного банка составили на тот момент 545 $ млрд (включая МБРР, МАР и МФК), бразильского BNDES – $ 306 млрд. (2010 год), а активы Банка развития Кореи – $ 132 млрд.
Как отмечали Хосе Де Луна-Мартинез и Карлос Леонардо Винсенте в 2012 году, свою важность, в том числе и антициклическую роль, банки развития ярко показали в ходе мирового кризиса 2008 года. Они увеличивали финансирование бизнеса, тогда как многие частные банки сворачивали кредитование. Согласно опросу Всемирного банка, 90 банков развития в разных странах, в период с конца 2007 года по конец 2009 года увеличили свои кредитные портфели на 36% по сравнению с увеличением всего на 10% частными банками, действующими в тех же странах.
В 2009 году правительство Аргентины объявило о намерении создать национальный банк развития, по примеру бразильского BNDES. Даже в США звучат призывы перестроить банки развития. Федеральный бюджет 2011 включал пакет в $ 4 млрд. на создание такого банка для поддержки крупных инфраструктурных проектов.
Новые банки развития создаются в Великобритании, Франции, Боснии и Герцеговине, Индии, Малави, Мексике, Монголии, Мозамбике, Сербии, Омане, Таиланде, Болгарии, Анголе и других странах.
Большинство правительств смогли убедиться, что банки развития являются наиболее эффективными инструментами для продвижения приоритетных проектов в производственных секторах, инфраструктуре, сфере услуг, а также в социальной сфере. Но наибольшую роль банки развития играют в качестве инструментов промышленной и технологической политики.
Это более специализированные и сложные институты, чем обычные банки. Именно поэтому они требуют высококвалифицированного персонала. Ученые обращают внимание, что в будущем банки развития кроме предоставления дешевого кредита должны все больше становиться "обучающимися организациями" и "банками знаний" для своих клиентов.
Порт в Южной Корее, фото www.korea.net
Экспортно-импортные банки – еще одна форма содействия экономическому росту с помощью государственных или смешанных финансовых институтов. Такие учреждения существуют в Европе, США, Канаде, Мексике, Японии, Китае, Индии и многих других (в более 70-ти государствах). Экспортерам выдают дешевые кредиты и госгарантии, страхуют их контракты, оказывают аналитическую и информационную поддержку по выходу на новые международные рынки. По данным украинского эксперта Антонины Дешко, за почти 70 лет своего существования Эксимбанк США выделил на стимулирование американского экспорта более $ 400 млрд. А общий объем кредитов, предоставленных только в 2012 г. немецким банком развития KfW для поддержки немецкой экспортной продукции, составил $13,4 млрд. евро.
Негативный опыт.
Справедливости ради нужно вспомнить и о проблемах. Политические интересы правящих кругов и откровенная коррупция часто искажают результаты деятельности государственных банков. Но необходимость минимизации коррупции в Украине очевидна для всех без исключения сфер. И банковский сектор тут не является исключением. Причем вне зависимости от формы собственности. И если бояться коррупции, то что, полностью опустить руки и смириться с дальнейшим дрейфом Украины к бедности и технологической отсталости? Нет. Мы просто обязаны использовать те механизмы, которые уже доказали свою эффективность во многих странах.
Необходимость стратегии
Еще год назад правительство обещало представить экспортную стратегию. Но ее до сих пор нет. В конце прошлого года, после многочисленных призывав из парламента, премьер-министр Яценюк, наконец, заявил о планах по созданию Экспортно-кредитного агентства государственным "Укрэксимбанком", который, кстати, и создавался для поддержки экспорта.
В то же время в Минфине идеи по использованию госбанков для проведения экономической политики государства полностью отбрасывают, предлагая их со временем приватизировать. Против экспортного агентства выступает и глава НБУ.
Коллаж www.financewalk.com
Можно лишь частично согласиться с мнением некоторых экспертов о том, что логика инвестиционных банкиров, которые возглавили экономический блок правительства и Нацбанк, не ставит во главу угла долгосрочные национальные приоритеты, особенно, касающиеся развития высокотехнологичных производств и инфраструктуры. Мол, они концентрируются лишь на краткосрочных прибылях, и не мыслят категориями долгосрочного развития. Но, на самом деле, эта претензия касается многих инвестиционных банкиров во всем мире.
Важнее другое. К сожалению, за последние годы стало очевидно, что украинская власть вообще не имеет собственной экономической стратегии. Ни один из существующих государственных документов не показывает, как мы будем ускорять экономический рост и, главное – как менять структуру нашей экономики, как уходить от сырьевого статуса в сторону высоких технологий. Именно отсутствие общей стратегии определяет полную неразбериху, которая царит в экономических подходах власти.
Полного видения нет и у экспертного сообщества. Поэтому призываю к активизации дискуссии о наших стратегических целях и инструментах их достижения.
И в этом смысле важна роль госбанков. Да, это лишь один из инструментов, который приносит пользу, если его правильно использовать. Но мы не имеем права продолжать копать ржавыми лопатами и даже не попытаться применить экскаваторы, предлагая их попросту продать иностранцам.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.