Верить ли в сказку?
Результаты первого тура президентских выборов показали, что наши граждане уже не могут мириться с существующей ситуацией. И все еще продолжают верить в чудо.
Но что нас ждет на самом деле?
Переводы в Украину от наших рабочих мигрантов и ситуация на мировых рынках пока спасают нашу страну от нового валютного кризиса. В прошлом году мы получили переводов заробитчан на рекордную сумму – 14 млрд. долларов. Это почти вдвое больше, чем мы отдали за год внешних долгов. А отдавать нам в валюте нужно очень много и в этом году. Пиковые выплаты приходятся на май и сентябрь.
Рост экспорта нас не спасает – импорт растет намного быстрее. К тому же, объемы украинского экспорта в прошлом году составили всего лишь 69% от уровня 2012 года.
Несмотря на формальный рост позиций Украины в международных рейтингах легкости ведения бизнеса, в реальности правила игры не слишком улучшились. И объемы иностранных инвестиций с каждым годом сокращаются. В 2018 году их приток составил около 2,4 млрд. Это почти в 6 раз меньше, чем перечислили трудовые мигранты. Это мизер – даже по сравнению с нашими прошлыми годами. Хотя для нормального экономического развития нам нужно в десятки раз больше инвестиций. Но они идут в другие страны.
Чтобы обеспечить выплаты по внешним долгам, а значит и стабильность гривны, в этом году правительству придется снова много одалживать. Т.е. наращивать пирамиду долгов.
Возможное ухудшение ситуации на мировых рынках может обрушить нашу хрупкую стабильность. Вероятно – сразу после парламентских выборов. Во всяком случае, такой риск будет висеть над нами в ближайшие два года.
В перспективе наш экономический рост не позволит нам мечтать о повышении жизненного уровня. За промежутки между кризисами мы не успеваем даже восстановить экономику от былого падения. Сегодня мы все еще находимся ниже уровня 2013 года. Соседние страны растут намного быстрее. Украина уже стала самой бедной страной Европы.
Шанс кардинально изменить ситуацию, который появился после 2014-го года, наша страна, фактически, упустила. Мы имели поддержку реформ населением. Запрос на изменение системы существовал и существует колоссальный. Если несколько лет назад он вылился в кровавый майдан, то сейчас – в поддержку "несистемного" кандидата на президентских выборах.
Но такого объединения сил отечественных и международных экспертов, которое мы наблюдали с 2014-го года, не было никогда ранее. Мы имели огромную поддержку международных организаций и западных правительств. Мы имели более-менее хорошую конъюнктуру на мировых рынках для наших товаров. Но в результате большинство реформ превратили в профанацию. Все, что было сделано позитивного, произошло исключительно благодаря давлению международных партнеров, усилиям наших экспертов и отдельных сотрудников государственных органов. И чаще всего – вопреки желанию политических лидеров.
В 2017 году я описывал ситуацию с реформами финансового сектора. За два года мало что изменилось в лучшую сторону.
Проще говоря, Украина не использовала белую полосу короткого экономического цикла.
Это тупиковая модель. Очень похожая на худшие образцы латино-американских стран. Институциональные экономисты называют ее экстрактивной. Ее подробно описали в своей книге "Почему одни страны богатые, а другие бедные" известные экономисты Джеймс Робинсон и Дарон Аджемоглу.
Эта модель предполагает продолжение сползания в яму бедности – все глубже с каждым новым кризисом. Если ее не поменять, мы будем и дальше получать периодические глубокие экономические обвалы, майданы, революции и перевороты. При неработающих законах и отсутствии стимулов для развития мелкого и среднего бизнеса, когда все выгоды мизерного роста присваивает ограниченное число коррупционеров.
И это – при наличии гибридной войны на нашей территории. Поэтому риски дальнейшего расчленения страны остаются огромными.
Я согласен с описаниями ситуации, которые делают Владимир Дубровский в "Зеркале недели" и Олег Устенко на своей странице в Facebook.
Я согласен с тем, что система тупиковая и будет постепенно разрушать саму себя. Но правящий класс будет пытаться сохранять систему любыми способами. А народ будет еще быстрее покидать Украину.
Но я не согласен с радужными описаниями будущего. Мол, "мяч нашей экономики под водой уже никто не держит, и она сама взлетит".
Сказано, безусловно, красиво. Но реальность будет более суровой.
Любой из двух, победивших на президентских выборах, столкнется со всеми описанными и другими политическими и экономическими рисками.
Единственный выход для нас – реформа всей системы. Начиная со всех силовых структур, судебной ветви власти, и заканчивая настоящими антимонопольными ограничениями для крупных корпораций и созданием разнообразных стимулов для малого и среднего бизнеса.
Будет ли это нужно любому из кандидатов? Сомневаюсь. Теоретически, к этому должен подтолкнуть инстинкт самосохранения. Но опыт говорит обратное: на это у наших правителей до сих пор не хватало ни воли, ни мозгов, ни возможностей. Даже если речь шла об их политическом выживании. Правящий класс коррупционеров пока очень умело не позволял поменять систему. Нет никаких оснований считать, что это удастся любому из победивших на этих выборах. Даже если вдруг у него возникнет такое желание. Что бы они сейчас не обещали, пытаясь вырвать победу. Намного проще постараться возглавить систему, чем ее поменять.
Единственный рецепт действий для активных граждан – подталкивать их к реформам любыми законными способами. Кто бы не победил на выборах. И много работать – каждому на своем месте. Но не стоит витать в облаках и верить в очередную сказку.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.