Почему деолигархизация необычайно важна для Украины.
Президент Зеленский не перестает удивлять. Два года назад на всех телеэфирах я прогнозировал, что ему будет сложно без опыта побороть старую коррумпированную систему, а отсутствие стратегического видения и достаточных знаний не позволит проводить быстрые изменения.
Но я также настаивал на том, что беспрецедентная поддержка общества и монобольшинство в Раде дают Украине уникальный шанс остановить тенденцию, которая ведет нашу страну к катастрофе в течение ближайших трех десятилетий.
И что удивительно – многое из того, что я предлагал в своих блогах в 2019-2020 годах, плохо или хорошо, но реализуется командой Зеленского. Начиная от удешевления кредитования и создания системы стимулов для инвесторов, заканчивая планомерным созданием системы стратегических документов.
За последние полтора года украинская власть приняла столько стратегий и программ, сколько не принималось за предыдущее десятилетие. И подавляющее их большинство – достаточно качественные и современные документы. Начиная с новой редакции Стратегии национальной безопасности и заканчивая Национальной экономической стратегией до 2030 года. Уж поверьте, я внимательно изучал большинство подобных документов, начиная со времен президента Кучмы. Поэтому могу сравнивать.
Photo by GR Stocks on Unsplash
Деолигархизация. Почему это настолько важно?
Заявленный законопроект об ограничении влияния олигархов – следующий сюрприз от Владимира Зеленского.
К сожалению, олигархизация Украины и связанная с ней коррупция фактически развалили наши государственные институты. Дело дошло даже до того, что один олигарх стал президентом страны, подминая под себя все, до чего мог дотянуться, а другой – годами выкачивал миллиарды средств населения и бизнеса через самый большой банк и государственные энергетические компании. Все это знали, но никто ничего с ними не мог сделать.
По сути, олигархи подмяли под себя государство и экономику, создавая для себя тепличные условия и подавляя конкуренцию. Любые попытки проводить реформы наталкиваются на жесточайшее сопротивление купленных ими чиновников, депутатов, продажных силовиков и систем пропаганды, включая разнообразные СМИ и подставных экспертов.
Это и есть одна из важнейших причин бедности Украины.
Олигархизация страны опасна не только тем, что происходит выкачивание ресурсов и деградация экономики. Государство перестает выполнять свои функции, включая обеспечение безопасности, поддержание уровня образования и здравоохранения. Военное вторжение России и пандемия коронавируса стали ярчайшими иллюстрациями упадка нашего государства. И без его постепенного освобождения от влияния олигархических кланов нельзя рассчитывать на эффективность любой украинской власти. Вне зависимости от фамилий.
Мировой опыт
Нигде ни в одной стране олигархи не играли позитивную роль в мировой истории. Никогда.
Вся история человечества многократно доказала: олигархизация в древнегреческом понимании приводит к монополиям, которые не заинтересованы в изменениях. Это главная причина отставания в развитии и бедности многих стран Африки, Южной Америки и Азии – колонизаторам было выгодно выстраивать экстративные институты, которые выкачивали оттуда ресурсы, обогащая лишь ограниченные местные элиты. После получения независимости эти институты в большинстве случаев лишь укрепились, усиливая неравенство и еще больше тормозя развитие.
Если вы, как и я, постоянно ищете ответ на вопрос, почему Украина настолько деградировала по сравнению даже с собственным советским периодом, обязательно прочтите прекрасную книгу выдающихся экономистов Дарона Аджемоглу и Джеймса Робинсона "Почему одни страны богатые, а другие бедные" ("Why Nations Fail").
На множестве исторических примеров авторы показывают, что богатыми страны становились лишь тогда, когда они создавали более благоприятные условия для конкуренции – как политической, так и экономической. Это и Британия после реального ограничения монархии, развития парламентаризма и открытия доступа более широких экономических групп к политическим решениям, это США после гражданской войны и влияния промышленной революции, это Франция и почти вся Западная Европа после Великой французской революции и завоеваний Наполеона, это Япония после краха сегуната и Реставрации Мэйдзи. Изменения политических институтов открывали доступ на рынок новым игрокам и новым технологиям.
От себя приведу другой пример. Почему получилось у Южной Кореи? Потому что у диктатора Пак Чон Хи хватило мужества и политической воли заставить местные олигархические семейные бизнес-конгломераты (чеболи) не только ограничить свои аппетиты и начать конкурировать. Он, а позднее и следующий президент Чон Ду Хван, заставили крупные компании создавать с нуля новые передовые отрасли промышленности, развивать новые технологии и захватывать мировой рынок. Взамен они получали огромную государственную поддержку. Конечно, не надо иллюзий – там также была невероятная коррупция. Над ними тоже стояли США и международные финансовые организации, требуя продолжать реформы.
Но хочу подчеркнуть: в Южной Корее государство помогало местным семейным конгломератам вкладывать заработанные в сырьевых монополиях средства в новые технологии и передовые производства, а не выводить в оффшоры, как это происходит в Украине. Для создания новых производств им предоставляли существенные налоговые льготы и дешевые кредиты. А кто не соглашался на новые правила – шел в тюрьму. Причем впоследствии за решетку попали и президенты страны. Но так появились сегодняшние мировые технологические лидеры – Samsung, LG (Goldstar) и Hyundai. В результате Южная Корея, которая была одной из беднейших стран мира, стала передовой индустриальной державой. Но что очень важно – среди целей власти было выравнивание доходов населения и сокращение разрыва между бедными и богатыми. При этом Южной Корее удалось в 80-90-х годах прошлого столетия постепенно перейти от диктаторских режимов к демократическому управлению.
Наши задачи значительно шире, чем просто борьба с олигархами.
Мы обязаны максимально освободить государство от коррупционного влияния и повысить его эффективность. Это уже даст толчок экономическому развитию. Я уверен, что, ощутив на себе за два года масштабы олигархического сопротивления, Президент Владимир Зеленский теперь это хорошо понимает. И давление западных партнеров, как пытаются представить наемные критики, тут не является определяющим.
Вы посмотрите, насколько тяжело и долго в нашей стране идут любые реформы. Приведу простой пример. На то, чтобы просто уволить старого и назначить нового руководителя "Ощадбанка" в прошлом году набсовету понадобилось более полугода – процесс искусственно затягивался через судебные процессы, давление на членов наблюдательного совета и другие манипуляции.
И так происходит во всех сферах – в каждом министерстве, госкомпании и даже в каждом крупном тендере! Вы просто представьте, что вас избрали президентом страны, но каждый даже самый простой шаг вам дается с боем, и на него уходят многие месяцы и даже годы. А ваши команды часто не выполняются. При этом народ требует от вас изменений уже сейчас. И со всех телеканалов олигархические пропагандисты поливают вас грязью, убеждая зрителей, что вы делаете все неправильно.
Почему обычно настолько сложно поменять олигархическую систему? Немецкий социолог Роберт Михельс назвал это явление "железным законом олигархии". По его словам, внутренняя логика олигархических режимов такова, что их институты самовоспроизводятся не только пока у власти пребывает одна и та же элита, но даже когда власть переходит к совершенно новым людям. Дарон Аджемоглу и Джеймс Робинсон называют это "порочным кругом", когда экстрактивные политические институты, ограничивающие конкуренцию, воспроизводят экстрактивные экономические институты. И наоборот.
Поэтому процесс деолегархизации в Украине будет крайне тяжелым. Ибо правоохранительные органы и судебная система остаются у нас самыми слабыми звеньями. Олигархи привыкли в первую очередь скупать силовиков и суды. Поэтому нам как воздух нужны реформы в этих сферах. Иначе будет сложно надеяться на необратимость изменений.
Одновременное противостояние с Россией, которая не прекращает военное и информационное давление, и с отечественными олигархами, которые все больше объединяются против Зеленского, несет в себе огромные риски – вплоть до военного вторжения и дальнейшего распада страны. Мы хорошо помним, как наши олигархи вместе с Россией довели до крови майдан, чтобы выгнать Януковича. И чем это закончилось.
Поэтому ради самосохранения украинское общество должно объединиться вокруг сегодняшней украинской власти и продолжения реформ. Это вопрос выживания государства Украина. Перед нами стоит выбор: либо мы ускорим изменения в стране, либо можем перестать существовать в сегодняшнем виде.
Важно максимально качественно проработать заявленные властью "антиолигархические" законопроекты, включая публичные дискуссии с экспертами. Чтобы население понимало важность происходящего для будущего страны.
И дело не в фамилиях олигархов, а в равных правилах игры для всех инвесторов. Нельзя просто заменить одних олигархов на других.
Если рост экономики Украины ускорится и будет продолжаться хотя бы 10 лет подряд, активы всех крупных бизнесменов станут существенно дороже, доступ к дополнительному финансированию проще, а их новые инвестиции в нашу страну дадут лучший результат. Поэтому власти нужно реально доказать крупному бизнесу, что ему будет выгоднее работать по новым правилам на благо своей страны. Поэтому так важно, чтобы эффективно заработали принятые парламентом законопроекты относительно системы стимулов для крупных инвесторов. И необычайно важно, чтобы государственную поддержку получали именно те инвесторы, кто создает новые отрасли и развивает новые технологии.
Кто откажется от коррупционных попыток сохранить для себя тепличные условия, должен только выиграть. А значит – и вся Украина. Ибо рост его бизнеса будет означать новые инвестиции, новые технологии, новые рабочие места и повышение зарплат украинских граждан.
Сильное государство, честные правила для всех и развитие новых отраслей и технологий должны стать основой идеологии, вокруг которой нам нужно объединять наше общество.
Шанс еще есть. И мы обязаны его не упустить.