Украина в топ-100 по свободе слова, ошибки прошлой власти и рабочая группа в Генпрокуратуре
В работе со СМИ со стороны государства есть по большому счету два подхода. Либо государство работает открыто, полностью позволяя течь всей негрифованой информации, не ставя ей каких-либо препонов. Либо авторитаризм, ограничение свободы слова и работы журналистов с помощью разных методов – от законопроектов, вводящих цензуру, запрещающих коммуникацию, "драконовских" законов 16 января 2014 года, #6688, – ну в общем превращение в Россию со своим Роскомнадзором и посадками журналистов.
И эти два подхода в Украине борются между собой последние 22 года. Позавчера произошло уникальное событие. Впервые с 2009 года (напомню, что в 2010 году президентом стал Янукович) Украина опять вошла в топ-100 стран с относительной свободой слова. Относительная – потому что абсолютная она, конечно, только у рекордсменов этого рейтинга, типа Норвегии.
Я бы очень хотела, чтобы когда-то мы занимали ведущие места в этом рейтинге, были в первой десятке. Объясню разницу – год назад я спросила у посла Норвегии: "А как-бы отреагировало общество в вашей стране, если бы какой-то чиновник или депутат, например, угрожал журналисту или ударил журналиста?". Посол Норвегии долгое время пытался понять, что я имею ввиду. Он недоумевал зачем бы какой-то чиновник угрожал журналисту и зачем чиновнику такая политическая смерть. Когда же я спросила, что было бы, если бы чиновник ударил журналиста (что у нас, к сожалению, время от времени происходило в 2016-2018), посол ответил, что это в принципе не просто политическая смерть, а это серьезное уголовное преступление в Норвегии – ударить журналиста. И за него политика скорее всего посадили бы в тюрьму.
И вот впервые с 2009 года Украина заняла 96 место в рейтинге "Репортеров без границ". До этого во времена Порошенко мы находились на 101-102 месте. Для примера, Россия находится обычно между 150-156 местом. Соответственно для Украины это уже достижение – войти в топ-100.
Недавно у меня был интересный диалог в соцсетях с одним из бывших депутатов БПП Грановским, который сейчас находится за границей, насколько я понимаю. Он написал о том, что вот почти год назад были знаменитые дебаты на стадионе "Стадион, так стадион!" и у них в партии были уверены, что они могут выиграть эти дебаты. Он приехал со своим коллегой Кононенко смотреть эти дебаты и во время трансляции они вдруг поняли, что оказывается их кандидат в этих дебатах все-таки проигрывает.
Я прокомментировала его пост тем, что было бы странно ожидать, что у эффективного профессионала разговорного жанра политик может выиграть дебаты, построенные в виде шоу разговорного жанра. А ведь как ни странно, действительно год назад многие почему-то были уверенны, что бывший президент придёт и у профессионального актера, человека, который отлично держит себя в кадре, умеет разговаривать, хорошо отвечает на вопросы, сможет выиграть. Это было откровенно наивно. Но помимо этого я заметила, что собственно проблема Порошенко возникла не в день дебатов. Она возникла еще в 2016 году, – в тот момент, когда власть начала преследовать виртуально и реально антикорупционеров и журналистов.
Началось все, если вы помните, с Панамских офшоров, со скандала с Айварасом, с Сакварелидзе, были попытки оправдывать "бриллиантовых прокуроров". После Панамских офшоров начался буллинг журналистов, появились на "Миротворце" списки журналистов, кислота в лицо Катерине Гандзюк – все это звенья одной цепи, которая еще в конце 2016 привела к тому, что антирейтинг Порошенко дошел до уровня 80%.
И дебаты это была просто капля в море, когда все накопившиеся вопросы 65были озвучены по всем телеканалам и показаны практически всем без исключения гражданам Украины. Стало очевидно, что Порошенко не может держать удар, отвечать на вопросы, он не может адекватно объяснить, что он делает, зачем он это делает.
Причем отвечать человеку, который пришел вообще с другой отрасли и никогда не занимался политикой. Грановский возражал, что может просчет по дебатам на стадионе и был, но проблема мол была не в преследовании антикорупционеров и журналистов. Хотя само неправильное отношение к журналистам и к антикоррупционерам он не отрицал. Ну хорошо, что хоть сейчас они этого уже не скрывают.
Не смотря на то, что Украина поднялась в рейтинге свободы слова на 6 ступеней, при этом проценты, которые высчитывают за показатели в сумме на 0,026% больше, чем были в прошлом году. Вполне понятно, что во всем мире в связи с развитием технологий фейков, а сейчас и коронавирусом снижались и снижаются свободы, вводились дополнительные ограничения.
Но при этом Украина внесла этих ограничений гораздо меньше или даже собиралась внести гораздо меньше, чем другие страны. Поэтому собственно мы и поднялись в рейтинге. При этом первое, что предъявляют к Украине в этом списке претензий, это претензия за попытки провести бывшим министром культуры Бородянским закон про дезинформацию. Против которого я выступала еще до его публикации в СМИ, против которого делала заявления Рада по свободе слова при Президенте Зеленском и бизнес ассоциации, и журналистские организации, и правозащитники, и международники. Через неделю после того как текст законопроекта опубликовали, его создатели уже сами признавали, что он не идеальный и в него надо вносить правки.
Последние пару месяцев ни сам законопроект в том виде, в котором он был представлен, ни министр, ни даже какой-либо текст законопроекта уже не являются релевантными, потому что ни министра этого нет в правительстве, ни законопроекта нет ни в первом чтении, ни во втором чтении, и он даже никогда не был внесен на комитет Рады. Но, тем не менее, "Репортеры без границ" внесли его первым пунктом как наибольший негатив, который повлиял на то, что у нас не улучшилась ситуация со свободой слова. То есть мы поднялись на 6 пунктов, но могли бы подняться гораздо, выше, если бы бывшему министру не пришло в голову этот законопроект выносить на обсуждение.
Это, кстати, опять подтверждает, что есть всего 2 подхода – или свобода СМИ, или попытки СМИ как-то зажимать. Вот эти попытки как-то зажимать СМИ они в конечном итоге, влияют даже опосредовано, после того как ни человека, ни законопроекта больше нет в правительстве, все равно на показатели нашей страны. Не напоминает это вам анекдот про двух ковбоев и 100 долларов?
Именно поэтому важно в будущем не пытаться даже предлагать подобные законопроекты. Потому что даже предложение таких законопроектов не дает нам повышаться в рейтинге, так быстро, как мы бы хотели. И в этой ситуации меня больше всего удивляет, что какие-то близкие к предыдущей власти организации, в своих публикациях взяли в заголовок: "Украина ухудшила показатели по свободе слова". Подозреваю, что, если б такое повышение в рейтинге произошло бы во времена прошлой власти, они бы в заголовок вынесли именно факт поднятия в рейтинге. Ну Бог и их читатели им судьи.
Вторая претензия "Репортеров без границ" была к недостаточно активным расследованиям преступлений против журналистов. Тут я как раз вынуждена согласиться, потому что и убийство Шеремета, и убийство журналиста Комарова в Черкассах, и убийство Гандзюк до сих пор полноценно не расследованы. Где-то нам назвали исполнителей, но не назвали заказчиков, а где-то мы не знаем ни тех, ни других. В Генпрокуратуре объявили о создании рабочей группы для расследований преступлений против журналистов, но мы до сих пор не знаем, кто ее возглавит. Мы не видим результатов их работы и не видим отчетов о расследованиях. Надеюсь пока.
Но мы будем продолжать требовать ответов, и мы не остановимся
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.