Генерал Ходжес: "Путин – убийца. Мы все это знаем"
Ч. 1 интервью из нового выпуска программы "Совет нацбезопасности" об американо-украинских отношениях в области обороны и безопасности с генерал-лейтенантом Беном Ходжесом – экс-командующим войсками США в Европе, генералом запаса Игорем Романенко, Евгением Ениным – заместителем Министра иностранных дел и Сергеем Лещенко – экс-народным депутатом Верховной Рады Украины.
- ПОПОВА: Вопрос ко всем нашим гостям. Экс-посол США в Украине Стивен Пайфер заявил, что Администрация Байдена будет подталкивать Украину к решительным шагам на реформы. Можете ли вы спрогнозировать какими будут следующие действия США по отношению к Украине?
- ХОДЖЕС: Важно помнить, что президент сказал в своем первом телефонном разговоре с Путиным. Он сказал, что украинский суверенитет является приоритетом для Соединенных Штатов. Это было мощное, решительное утверждение, ведь это касается, в частности, Донбасса и суверенности границы. И поэтому, конечно, все партнеры Украины, а также те, кто заботятся о безопасности в черноморском регионе, хотят увидеть, как президент будет реализовывать свое решение поддержать украинский суверенитет.
Я наблюдаю увеличение военного потенциала США в черноморском регионе, и поддержку Центральной в Восточной Европы. Например, в Румынии были продолжены военные обучения и недавно корабли военно-морского флота США принимали участие в морских учениях в Румынии.
В дальнейшем, разрабатывается стратегия для черноморского региона. Украина не является островом, поэтому администрация Байдена работает над планом, что позволит США помочь защитить украинский суверенитет и своих союзников в регионе. Эта стратегия является критически важной, и она должна включать дипломатические, информационные, экономические и военные усилия.
- ЛЕЩЕНКО: Украина надеется на финансовую поддержку Соединенных Штатов, на военную поддержку как ключевые способы улучшения ситуации в экономике. Поскольку сотрудничество с МВФ позволяет Украине выстоять в условиях и торговой нагрузки и экономических проблем, связанных с коронакризисом. Поэтому на сегодняшний день у нас есть определенная пауза в отношениях, но я надеюсь, что она к лету уже будет решена. Потому что скорее всего к лету состоится определенный прогресс в назначении американского посла в Киев. Для этого на второе полугодие я бы прогнозировал и деньги МВФ и нового посла, и более активную ангажированность американской администрации в украинских текущих вопросах.
- ПОПОВА: Сергей, было же недавнее интервью господина Кента, бывшего заместителя посла в Украине, который говорил почему не происходит звонок Байдена Зеленскому. А ты как считаешь, насколько его слова соответствуют реальности?
- ЛЕЩЕНКО: Я не хочу комментировать слова господина Кента, которого очень хорошо знаю и просто могу дать свою оценку. Во-первых, сейчас в Америке очень активная фаза противодействия коронавируса и это занимает ключевые усилия Администрации и темпы вакцинации, которые должны быть очень высокими. Это приоритет N1. На международной арене Украина сейчас тоже не в приоритете и надо признать благодаря тому, что это перемирие. Понимаете? Если есть активная фаза войны, то действия Администрации более активно вовлечены, если сейчас перемирие благодаря тому, что не льется каждый день кровь, то Администрация так активно незаангажированна и это определенная цена, которую ты платишь за перемирие. С другой стороны, Администрация хочет видеть шаги, касающиеся расследования Коломойского, касающихся реформы судебной системы и остановки любых попыток обуздать Национальное антикоррупционное бюро, которое является одним из продуктов активного сотрудничества Украины и Америки последних 6-7 лет. Поэтому я думаю, что это часть требований Украины перед МВФ. Поэтому выполняя эти дорожные карты Украина выполняет 2 проблемы: первое, получает финансирование МВФ, второе, нормализует отношения с Администрацией. Поэтому по этой дороге стоит идти, оставить НАБУ в максимальном таком конструктивном способе дальнейшего существования, принять закон, который позволит директору НАБУ Сытнику доработать свою каденцию на посту, начать судебную реформу, привлечь к ответственности Коломойского. Именно здесь уже есть определенный прогресс, его менеджеры уже привлечены к ответственности. И в НАБУ является большое дело о 5,5 миллиардов, возможно когда-нибудь дойдет очередь и до Коломойского. В такой определенный прогресс в этом направлении может ускорить звонок, но надо так же признать, что все-таки американский нынешний порядок дня не касается Украины. И в силу того, что у нас все более-менее спокойно на Востоке и в силу того, что есть первоочередные шаги, которые Администрация Байдена должна решить во внутренней политике. И до сих пор еще не назначено руководство государственного департамента, в частности третьего человека Викторию Нуланд, которая будет в том числе отвечать за украинское направление, а потом она назначит человека на свое прежнее место, своего помощника. Скорее всего это будет Джеффри Пайетт. То есть это вопрос нескольких месяцев. Я думаю, что говорить о полноценных отношениях можно повторюсь, где-то со второго полугодия.
- ПОПОВА: И мнение господина Енина.
- ЕНИН: Хотел бы сказать, что повестка дня Соединенных Штатов Америки и Украины в своих фундаментальных чертах имеет глубокую двухпартийную поддержку. Она состоит пока из трех основных элементов, которые были собственно задекларированные командой Байдена Харрис еще во время их избирательной кампании. Прежде всего это о помощи Украине в борьбе с российской агрессией. Здесь речь идет и о "Крымской платформе", и о санкционных режимах в отношении Российской Федерации. Речь идет, безусловно, и о системных реформах и военной поддержке в области обороны. И третье, безусловно, это продолжение трека реформ, который так же является очень известным. И активный диалог между США и Украиной продолжается в настоящее время на постоянной основе. Буквально недавно имела место беседа государственного секретаря США с министром иностранных дел Украины, состоялись переговоры на уровне Министерств обороны. Министерство инфраструктуры буквально в ближайшие дни тоже на очереди. Я буквально на днях разговаривал со специальным представителем США по вопросам Ирана. Буквально сегодня вечером состоится телефонный разговор Вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции госпожи Стефанишиной с руководством Государственного департамента США. Вскоре состоится и разговор наших президентов. Этот двусторонний диалог может быть дополнен безусловно, например, вопросами климатических изменений, которые стоят достаточно высоко на повестке дня новой администрации Соединенных Штатов Америки. Хочу еще раз подчеркнуть, что между Киевом и Вашингтоном идет постоянная и такая очень плотная дипломатическая работа, цель которой подготовка и содержательное наполнение контактов на высшем уровне.
- ПОПОВА: Второй бывший посол в Украине Уильям Тейлор ранее заявлял, что наше государство может получить статус партнера США вне НАТО. Какое это влияние будет иметь на Украину и какие последствия могут быть от этого статуса?
- ХОДЖЕС: Назначение Украины главным союзником США вне НАТО, является очень эффективной конструкцией отношений. Это способ улучшить обмен информацией, получить возможности взаимного обучения, расширить ресурсы. Бесспорно, это подъем украинском-американских отношений. Я надеюсь, что это намерение будет иметь сильную поддержку в Конгрессе и при этой администрации статус будет приведен в действительность.
Но, конечно, статус главного союзника США отличается от Плана действий относительно членства в НАТО: это сотрудничество США со странами, которых мы видим, как союзников, и которые не входят в НАТО. Это не обязательства по коллективной обороне, но это, безусловно, сильно сближает страны и способствует различным учебным и оборонным мероприятиям.
- ПОПОВА: Сергей, а ты что думаешь об этом?
- ЛЕЩЕНКО: Я могу сказать, что Украина могла бы быть уже членом НАТО, если бы вовремя принятые были необходимы обращения. Напомню в 2008 году состоялся фактически саботаж направления заявки Украины на членство в НАТО. Отказалась подписывать премьер-министр Юлия Тимошенко без согласия Арсения Яценюка спикера парламента. А потом начался шабаш в парламенте, и Украина потеряла окно возможностей. Все-таки это популярное решение, оно нужно для Украины. Это окно возможностей было потеряно, и Украина не получила, скажем не направила это обращение и соответственно не получила положительный ответ на введение плана действий по получению членства НАТО. Сейчас мы говорим поэтому о других возможных заменителей, как ключевой партнер вне Альянса, но все равно членство в НАТО – это гораздо более мощная платформа, это возможность не только говорить об оборонных вопросах, но и вопросах экономических, вопросах безопасности, прав человека. А с другой стороны, это платформа не с одной страной, а с тремя десятками стран. Можно сказать, НАТО – это бренд, который влечет за собой большую смысловую нагрузку. Партнер за пределами НАТО – это важно, но это не может быть равноценной заменой. Поэтому и то и другое важно, но без Membership Action Plan в НАТО ты не поступишь. А Membership Action Plan на сегодняшний день – это все еще предмет сложного политического переговорного процесса со странами НАТО. Если бы мы вовремя написали это письмо, я думаю, что сейчас были бы уже страной кандидатом, если не членом НАТО.
- ПОПОВА: Как Вы считаете, может ли повлиять этот статус на процесс предоставления ПДЧ НАТО Украине?
- ХОДЖЕС: Точно не повредит, ведь это два отдельных процесса. План действий по членству – это процесс НАТО, а сообщество главных союзников вне НАТО – это конструкция США. Участие в этом процессе не окажет негативного влияния на получение ПДЧ. На самом деле, я думаю, это помогло бы. Сопротивление, которое имеют некоторые члены по вступлению Украины в Альянс обусловлен обеспокоенностью по российской реакции. И конечно, как сказал генерал Гуттенберг, Кремль не имеет вето, когда речь идет о вступлении стран в НАТО. Это решение принимается союзом, но, конечно, есть некоторые страны, которые очень обеспокоены реакцией Кремля.
Есть и члены, не уверены в прогрессе Украины по вопросам прозрачности демократии. Например, прозрачная судебная система, больше прозрачности оборонного бюджета – это такие вещи, которые имеют западные демократии, и то, что ожидается от Украины.
- ПОПОВА Если Украина все же получит статус партнера вне Альянса, какой реакции стоит ожидать от России? Что она может сделать для противостояния реализации этого заявления?
- ХОДЖЕС: Я уверен, что они будут пытаться изобразить это, как провокацию, как вмешательство США во внутренние дела России – это обычный тип повествования. Президент Путин имеет настолько низкий рейтинг в своей стране, ему нужно продолжать такой нарратив, чтобы отвлекать собственное население от ужасных экономических условий внутри России. Поэтому, безусловно, они скажут что-то и потенциально даже угрожать, возможно, совместно с западным военным округом. Но именно поэтому так важно, чтобы Украина, Грузия, Румыния, Болгария, Турция и Молдова работали вместе, чтобы было региональное сотрудничество, чтобы страны помогали друг другу: обменивались разведкой и информацией. Конечно, Соединенные Штаты также должны быть частью этого. Мы должны принять меры, при которых командующий Черноморского флота чувствовал бы очень некомфортно, например, в своей нелегальной базе в Севастополе. И я думаю, что украинское решение приобрести противокорабельные ракеты, американское решение о введении в Румынию mq-9 – это все важные шаги, которые могут помочь перехватить инициативу в регионе. Вместо того, чтобы реагировать на действия Кремля, они должны реагировать на наши.
К тому же очень важно – это то, что нужно сделать для формирования устойчивости внутри Украины. Люди должны доверять своему правительству, верить, что их голос является важным, а не олигархи все контролируют. Итак, внутри Украины нужно многое сделать.
К тому же нам нужно больше внимания уделять постоянным нарушением Россией всех сделок, которые она когда-нибудь заключала. И нам нужно, чтобы Германия и Франция приняли гораздо более активную роль, указали на тот факт, что на мониторы ОСК постоянно нападают, стреляют, запугивают, мешают выполнять свою работу. Здесь Германия и Франция должны быть гораздо более активными. И поэтому Украина, как и Соединенные Штаты, должны настаивать, чтобы наши немецкие и французские друзья играли гораздо более сильную роль, чтобы отодвинуть позиции Кремля.
- ПОПОВА: Байден достаточно однозначно высказался на счет Путина-убийцы и о готовности США на ответы. Чего стоит ожидать в российско-американских отношениях и как это может повлиять на Украину?
- ХОДЖЕС: Ну, я думаю, что Кремль уважает только силу. Она им не нравится, они ее критикуют, но уважают. И я думаю, что для президента Байдена было очень важно сказать "да", конечно, Путин – убийца. Мы все это знаем, и нам не следует стесняться говорить это. И реакция президента Путина демонстрирует удивление, что президент Байден так прямо произносит свою позицию. Это не означает, что Россия и Америка не может иметь определенных позитивных отношений с Кремлем. США хотели бы иметь позитивные отношения со всеми странами мира. Ведь Россия – великая нация, с великими людьми, и каждому выгодно, чтобы мы пришли к здоровым отношениям. Но мы не можем иметь здоровых отношений, когда обе стороны не честные между собой и, если Кремль чувствует, что может действовать безнаказанно и прямо.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.