Как Россия и власти Казахстана пытаются дискредитировать казахские протесты
Итоги недели Татьяна Попова подвела с Сергеем Ивановым – журналистом каналов Рада и Исландия.
Полную версию смотрите здесь:
- ПОПОВА: Сергей, первый вопрос, как тебе происходящее в Казахстане? Я записала небольшое интервью, когда в среду ночью появился интернет в Казахстане, с правозащитником Амангельди Шорманбаєвым. Он там говорит о том, что весь протест начался от того, что Газпром с семьей Назарбаева решили поднять в два раза цены на сжиженный газ. Самозанятые люди вышли, собственно, на эти протесты. Он говорит, что лидеров протестов как таковых нет. И говорит о том, что теперь мы ожидаем после обращения Токаева к Путину и ОДКБ российского вторжения. И то, что ситуация в Казахстане была достаточно тяжелая экономическая и, собственно, это послужило причиной протеста. А что ты скажешь, Сергей?
- ИВАНОВ: Я могу прокомментировать следующим образом. Исходя из того, что вчера я общался с родственниками, я общался с блогеркой из Казахстана, которая в данный момент, впрочем, находится в Канаде, но поддерживает связь со своими родственниками и в принципе все это абсолютно коррелируется с тем, что я только что слышал от тебя. Да, действительно возник протест, связанный с абсолютно бытовыми вопросами. Вопросами, связанными с уровнем жизни, вопросами, связанными с тем, что богатая на полезные ископаемые страна Казахстан почему-то не может сделать для своих граждан нормальную цену в том числе на газ. И все эти требования очень быстро трансформировались в политические требования. Потому что была неадекватная реакция полиции и люди без раскачки, без стояния на скамейках, как мы видели в Белоруссии без обуви, они перешли к решительным действиям. То, что я вчера видел мне напоминало события на Майдане в 2014 году, особенно когда едет БТР и на него бросаются люди. За той разницей что у нас БТР сразу начинали гореть. Я думаю, что если бы было больше доступа к интернету, если бы больше работало журналистов в том регионе, мы бы увидели приблизительно все то же самое, что мы видели в 2014 году в Киеве. Ты сказала, что нет лидеров у протестов и я считаю что это скорее хорошо чем плохо. Потому что мы к большому сожалению видели, как себя вели политические, так сказать, лидеры. У меня не поворачивается язык сказать лидеры Майдана. Они не были лидерами Майдана. То есть люди, которые стояли на политической сцене Майдана, как они вели себя, как они ездили на переговоры с Януковичем и так далее. Впоследствии они получили власть, и мы уже с вами знаем, насколько...
- ПОПОВА: и чем это закончилось...
- ИВАНОВ: Да, насколько неправильно они этой властью распорядились и не восстановили несправедливость и мало что сделали, давайте будем называть вещи своими именами несмотря на то, что конечно же определенные запросы общества были выполнены. В частности, движения в направлении Европейского Союза. Я не склонен это относить к каким-то именно активам. Потому что, когда народ выгоняет президента, который отказался от евроинтеграции и ты приходишь на его место, но очевидно, что ты не будешь отказываться от евроинтеграции. Возвращаясь к Казахстану, я очень осторожно буду комментировать. Потому что нет достаточного массива данных оттуда.
- ПОПОВА: Еще одна похожая вещь на украинский Майдан в том, что мне сказал этот правозащитник, что эти КНБ у них есть метод дискредитации протеста. Я его прямо и спросила: "Так это делается для дискредитации протеста?". И он говорит, что они там несколько дней молчали, готовились как ответить. У них есть свои под их КГБ молодчики, которые пошли громить эти магазины. И они для того, чтобы дискредитировать протест специально подготовили эти группы людей, по его словам, которые начали вот эти погромы для того, чтобы дискредитировать протесты и иметь право попросить у Путина – Путин введи войска.
- ИВАНОВ: Я даже не сомневаясь в этом. Потому что методы гэбни, то, что называется словом гэбня. Мы прекрасно с вами понимаем, что это бывшие сотрудники КГБ или их правопреемники, которыми сегодня кишат спецслужбы всех постсоветских республик, за исключением, пожалуй, Грузии может быть и стран Балтии. Они же учились по одной методичке и институт провокаторства очень сильно развит. Очень сложно говорить по-русски мне, потому что общаюсь 99% времени по-украински, поэтому буду немножко подвисать. Он очень активно используется этот институт, этот пул провокаторами. Естественно, так и будет. Я не сомневаюсь, что, если уже это не произошло, что появятся различного рода сообщения об изнасилованных или убитых во время грабежей людях. Я не имею ни малейших сомнений в том, что...
- ПОПОВА: Пострадавших правоохранителях.
- ИВАНОВ: Это само собой, они уже есть. Я вчера видел данные, что МВД Казахстана заявляет о восьми погибших и при этом не сообщает о количестве погибших со стороны протестующих. Тоже кстати тоже самое, что напоминает мне очень сильно Майдан. Потому что тогда все были заявления Министерства внутренних дел посвящены пострадавшим милиционерам. Я не имею ни малейшего сомнения, что в Казахстане найдутся свои Дубинские, которые будут рассказывать с экранов о проститутках на казахском Майдане, о наркоманах и так далее, как это мы видели в материалах Дениса Бигуса, который спустя несколько лет получил к ним доступ и теперь мы знаем, как действительно производилась дискредитация нашего Майдана. У меня нет ни малейших оснований полагать, что дискредитация казахского Майдана будет происходить по какому-то иному сценарию. Потому что сценарий один – это сценарий, разрабатываемый в недрах российских спецслужб, которые являются правопреемниками КГБ.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.