13 квітня 2008, 18:33
Пробуждение Гулливера
Месяц назад в Лхасе произошли массовые волнения, вылившиеся в акции протеста местного населения. Если проанализировать реакцию русскоязычного информационного пространства на события в Тибетском автономном округе, в них будет проще проследить связь с пекинской Олимпиадой-2008, чем с 49-й годовщиной антикитайского восстания. Гибель горстки тибетцев рассматривается как информационный повод, который скоро вытеснится очередным скандалом... Наверное, поэтому мне так захотелось сказать пару слов о них, о тибетцах.
Полтора года назад мне довелось побывать в Тибете, Тибет произвел на меня впечатление зачарованного пространства. На фоне поистине китайских коммунистических темпов преобразований, местное население выглядело чужеродным, народом "на своей волне". "Тибетскую волну" можно было уловить, откликнувшись на брошенное приветственное слово, сидя молча у чугунной печки или слушая неспешный рассказ гида о его тоске по свободным джонгам – малорослые степные лошадки всякий раз видя проезжающий автомобиль, стремятся его обогнать...
Словно знали тибетцы. Можно ведь продавать "Мивину", но предпочитать тибетский чай с цамбой. Можно ходить в китайской униформе и белых резиновых кроссовках, и при этом трепетно сохранять свою духовную автономию.
Знали, что рост инвестиций в округ и строительство самой высокой в мире ветки железной дороги, едва ли скажется на их благосостоянии и точно не изменит их состояние души. Знали, как можно не замечать чужеродные окружающему их пространству артефакты made in China – эти каменные уродцы расставлены возле главных входов во все значимые религиозные объекты тибетцев.
Тогда для себя я сравнила тибетцев со спящим героем Джонатана Свифта, которого выбросило штормом на берег: "Гулливер еще спит и не замечает, как на нем копошатся миллионы крошечных человечков, пробующих связать его тело путами. Мне бы так хотелось, чтобы он открыл глаза. И встал во весь свой гигантский рост. Но пробуждение Гулливера – всего лишь моя утопическая проекция свободы". – Написала я по приезду для журнала "Профиль-Украина".
И, как свидетельствуют события, ошиблась.
Мне до сих пор трудно найти логическое объяснение акциям протеста в Лхасе. Настолько неестественным по природе и бессмысленным по своему существу было это Пробуждение.
Более понятно, на что могли рассчитывать те, кто планировал эту акцию – привлечь внимание. (Подорвать авторитет Китай в глазах мировой общественности – цель бесперспективная изначально, бойкотировать – едва ли не самая бесполезная форм протеста из всех существующих). На какой благополучный исход могли рассчитывать митингующие в КНР монахи – не поддается рациональному объяснению и не описано современными PR технологиями. Для меня поступок тибетцев стал откровением, мощным импульсом. Совершить его могли только носители веры. Удивительно, что, невзирая на огромное давление, Вера все это время жила в этих местах и поддерживалась ее носителями. Без них она бы превратилась в голый культ, коммерцию и сухой геополитический PR сценарий.
Но этого не произошло, а случилось другое – Гулливер проснулся...