20 грудня 2014, 12:07

По случаю Дня чекиста в РФ. Или почему санкции Запада так действенны

Выскажу непопулярную позицию на тему "чекистской диктатуры". В Украине сложился стереотип, что в России как правопреемнице Советского Союза базис системы составляет некая "корпорация силовиков", представляющая собой наиболее организованную группу с едиными корпоративными ценностями и подходами в разрешении задач во главе с ВВП. Мне же кажется, что "корпорация силовиков" умерла вместе с распадом Советского Союза (как на уровне института, так и на уровне силовой элиты).

Понятно, что основу советской политической системы составляли КПСС и КГБ. КГБ был инструментом, обеспечивающим могущество империи. У него был заказчик – само государство в лице КПСС. После развала Союза, оказалось, что этот заказчик исчез. Борис Ельцин не доверял силовикам и, придя к власти, начал их оттеснять. При помощи Александра Коржакова (руководитель личной охраны Ельцина) был зачищен старый состав силовиков. Исключение составили разве что два человека. Евгений Примаков, занимавший должность руководителя службы Внешней разведки России (с 1991 по 1996 год). И Николай Галушко, в прошлом председатель КГБ УССР (1987-1991 годы), занимавший при Ельцине пост руководителя ФСБ всего лишь полгода (сентябрь 1993 – февраль 1994). Никакой преемственности между представителями советской силовой элиты и элиты постсоветской России не было. На все руководящие посты в силовых ведомствах были назначены новые люди, которые уже не ощущали себя частью "корпорации силовиков". Наряду с политиками и бизнесменами, силовики в качестве действенного инструмента стали членами тех или иных финансово-политических групп. Единственное, что стало объединять разные силовые ведомства, – это наличие силовых ресурсов.

По большему счету, последний конфликт силовиков и не силовиков был в 1996 году, относительно президентских выборов. Александр Коржаков как представитель силовиков тогда считал, что президентские выборы не надо проводить в установленный законом срок, поскольку Ельцин себя очень плохо чувствовал, и выступал за разработку альтернативного сценария. Дочь Ельцина Татьяна Дьяченко и Борис Березовский – наоборот, что их надо проводить, с применением политтехнологий. Линия Коржакова потерпела поражение, и накануне второго тура выборов он был отправлен в отставку, как и выступивший тогда на его стороне глава ФСБ Михаил Барсуков.

Но если демократы первой волны не охотно шли на контакт с силовиками, то окрепшие к середине 90-х олигархи поняли, что силовые структуры могут быть эффективным инструментом в достижении их целей. Поначалу десятки тысяч экс-сотрудников разведки и контрразведки контролировали ларьки и магазины. Затем они стали мощным придатком в руках финансово-политических групп в борьбе за крупную собственность. В этом смысле между Игорем Сечиным и Романом Абрамовичем нет никакой разницы. Поскольку силовые ресурсы есть как у силовиков, так и у гражданских. А в назначении Путина на пост президента, вопреки его чекистскому происхождению, ключевую роль сыграли не силовики, а олигархи, близкие к "семье" первого президента РФ.

Основу политической системы России составляют, прежде всего, политэкономические группы во главе с ВВП, использующие силовиков как инструмент. В свою очередь, стабильность страны очень долго удерживалась за счет высоких цен на энергоносители, а необездвиживание экономики – за счет кредитов западных банков. Отсюда – зависимость российской экономики от внешней конъюнктуры и такая болезненная реакция на санкции Запада.

Другое дело, что аннексия Крыма и оккупация Донбасса актуализировали роль военных, вообще силовых структур в РФ. Но с учетом отсутсвия элиты и идеологии под пересмотр правил и границ поствоенного мира после 1945 года – эта задача нереализуема. Именно поэтому российские военные "шифруются" в тылу своего врага на Донбассе, а идея "Русского мира" оказалась пустым местом, прежде всего, для самого Кремля.

Путин уже проиграл.

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...

Про "червоні лінії"

Взагалі, вираз "червоні лінії" трохи про епоху, що відходить. Про систему, що склалася після Другої Світової війни, де інструмент "червоних ліній" виконував, передусім, функцію запобігання...

Про заборону релігійних організацій, афілійованих з РПЦ

Рішення щодо заборони в Україні релігійних організацій (265 голосів за у другому читанні), що мають відношення до РПЦ, є закономірним. Підхід "ми проти агресії, але не називаємо агресора" (а були ж іще хресні ходи за мир, щоб показати, що ніби-то в Україні йде внутрішня війна), згадуємо Кирила (бо такі канони) і тд в умовах повномасштабного вторгнення є непрацюючим...

Курський бумеранг для Росії

Декілька висновків з прецеденту у Курській області. 1. Дії Сил оборони України у Курській області змінюють ситуацію військового статусу-кво (це зрозуміло, навіть, для невійськових) не стільки у кількісному, скільки у якісному вимірі...

Про таймінг

Є така робота Роберта Уітмена під назвою "Ущільнення". Її премʼєра відбулася у нью-йоркському кінотеатрі "Синематика кінематографіста" ще у 1965 році...