8 грудня 2015, 04:05

Три победы для Украины. Текущий статус – между первой и второй

Первая победа Украины - уже факт. Украина не только сохранилась после военной агрессии РФ, не имея ничего, ни армии, ни СБУ и МВД, зато с кучей предателей и диверсантов, но и избежала дефолта, избрала легитимную власть, проведя три избирательные кампании – президенсткую, парламентскую, местную. Украина выжила благодаря самоорганизации украинского общества, а украинские волонтеры стали одним из самых удивительных явлений за последние несколько лет. Не только для самой Украины (государственные институты которой в критический момент истории оказались очень слабыми) и России (недооценившей силу гражданской позиции украинцев), но и для стран Запада, где волонтерское движение развито довольно активно.

Вторая победа Украины заключается в переходе от самоорганизации к институциализации и укреплению государственности. Не на уровне укрепления позиций личностей, а, прежде всего, на уровне институтов государства и общества. Только реформы и современная экономика могут стать настоящим фундаментом для построения постсоветского, самодостаточного, прежде всего психологически, государства. Вместе с сильной армией это станет лучшей защитой от реальной сегодня и потенциальной в будущем угрозы со стороны России и наиболее эффективным механизмом восстановления территориальной целостности. И здесь ответственность лежит, прежде всего, на политиках и представителях крупного капитала. Из трех базовых групп Украинского государства – общества, политиков, бизнеса – наиболее мобилизировано и ощущает время только общество. Но общество, остро ощущая время, действует все-таки интуитивно. Общество не обладает самосознанием. Задача политиков – формирование запросов общества, переведение их на политический, а затем и государственный уровни, демонстрация позитивных образцов, повышение политической культуры, стандартов дискуссии, и... конечно же, ответственность. Политики и олигархи сегодня безответственны, и, во многом, не готовы к самоограничениям. Политики зачастую предлагают очень простые, популистские решения, не работают над созданием качественных условий для бизнеса (судебно-правовая реформа, борьба с коррупционными схемами и т.д.), поддерживая, тем самым мотивацию бизнеса идти/учавствовать во власти. Олигархи же по-прежнему считают, что социальная справделивость, о которой многие из них любят говорить, – это перераспределение активов/контроля над отраслями в их пользу. Работу в направлении того, чтобы общество сделать союзником и партнером реформ (которые еще только предстоят) не ведет никто (а ведь это, прежде всего, настраивание граждан на долгосрочный результат, а не здесь, сейчас и все сразу), и, даже, не видит в этом острой необходимости. Понятно, когда политические элиты/ведомства/ветви власти уходят от солидарной ответственности перед гражданами за трудности социально-экономического положення и непопулярные решения. Но иногда ведь и непонятно, чья заслуга (если мы говорим о политическом и государственном уровнях) в позитивных результатах/тенденциях в Украине, а они точно есть.

Третья победа Украины будет заключаться в соседстве с неизвестной Россией. Не в плане риска военной агрессии, а в том, что Россия вступает в неопределенный период, для которого характерны непрогнозируемые процессы даже для самой РФ, ее власти/элит. Речь не идет о развале, думаю, это слишком упрощенный и самонадеянный расчет тех, кто так считает, а в возможной определенной трансформации РФ в любую сторону. Чем закончится российская перестройка-2 на базе класса охранителей и ура-патриотов, в сочетании с изоляционизмом – большой вопрос. В этом смысле реализация любого из возможных вариантов – скажем, возврат к монархии, либерализация без учета реальных процессов в обществе (то, что было во время перестройки-1), второе ГКЧП и т.д. – сама по себе вызов для Украины.

Второй и третий вызовы могут/уже идут как параллельные процессы. От реальной наполненности и выполнимости второй задачи, зависит решение и третьей.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Про стратегічну не/визначеність та рух до неї

Все ж, є відчуття та певні передумови вважати, що адміністрація Дональда Трампа енергійно почне діяти у напрямку зупинки війни. Це також помітно і по рішеннях діючої адміністрації Джозефа Байдена, яка зараз задіює усі можливі ресурси, що важливо...

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...