Война и мир на уровне парламента
Вот уже два года как Украина живет в ситуации войны и мира. В том смысле, что параллельно с задачей преодоления военной агрессии на Донбассе и возврата Крыма, не менее важная, с точки зрения устойчивости государственности, задача мирного развития, то есть реформ.
Это сложно совместимые задачи. Во-первых, по инструментарию. Война – это жесткая риторика, черно-белые формулировки и рамки решений, очерченные рисками. Мир – это содержательный разговор, дискуссии о разных вариантах и возможность выбирать. Масштабы ошибки и рисков в ситуации войны гораздо выше, чем в ситуации мира.
Во-вторых, по одновременности паритетности задач. Войну нельзя выиграть без устойчивости, политической, экономической и психологической, внутри страны. Мирное развитие невозможно без сильной армии как лучшей гарантии территориальной целостности государства и обессмысливания военного шантажа со стороны агрессора.
В-третьих, в силу особенностей украинской политической системы и опыта. Реагировать на сложные вызовы, а перед Украиной сегодня более чем сложные вызовы – победить в войне и провести системные реформы – проще в ситуации концентрации полномочий в одном центре власти. Вся ответственность тогда возлагается на лидера, но и механизм решений становится проще, так как не тратится время, энергия и ресурсы на борьбу с конкурентами. Но в украинских реалиях монополизация власти, после двух Майданов, нереальна. Собственно, украинская политика всегда вырабатывалась на конкуренции разных центров и ветвей власти.
Другое дело, как политики воспринимают те или иные инициативы, исходя из какой мотивации. Если бы значительная часть политикума исходила из необходимости быстрого тактического реагирования (со стратегией – у нас все понятно, в том смысле, что вопроса выбора в геополитической и геоэкономической плоскостях сегодня нет в повестке, он уже сделан) на внешние и внутренние вызовы в ситуации войны и мира, то, возможно, и ряд решений воспринимались бы по-другому, не в логике "зради" и "перемоги", и большие споры вызвало бы не то, почему принята поправка об изменении Регламента ВР в части внесения изменений в Конституцию (в логике войны и мира она как раз понятна), а почему не принята поправка об электронном декларировании.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.