29 січня 2016, 01:22

Война и мир на уровне парламента

Вот уже два года как Украина живет в ситуации войны и мира. В том смысле, что параллельно с задачей преодоления военной агрессии на Донбассе и возврата Крыма, не менее важная, с точки зрения устойчивости государственности, задача мирного развития, то есть реформ.

Это сложно совместимые задачи. Во-первых, по инструментарию. Война – это жесткая риторика, черно-белые формулировки и рамки решений, очерченные рисками. Мир – это содержательный разговор, дискуссии о разных вариантах и возможность выбирать. Масштабы ошибки и рисков в ситуации войны гораздо выше, чем в ситуации мира.

Во-вторых, по одновременности паритетности задач. Войну нельзя выиграть без устойчивости, политической, экономической и психологической, внутри страны. Мирное развитие невозможно без сильной армии как лучшей гарантии территориальной целостности государства и обессмысливания военного шантажа со стороны агрессора.

В-третьих, в силу особенностей украинской политической системы и опыта. Реагировать на сложные вызовы, а перед Украиной сегодня более чем сложные вызовы – победить в войне и провести системные реформы – проще в ситуации концентрации полномочий в одном центре власти. Вся ответственность тогда возлагается на лидера, но и механизм решений становится проще, так как не тратится время, энергия и ресурсы на борьбу с конкурентами. Но в украинских реалиях монополизация власти, после двух Майданов, нереальна. Собственно, украинская политика всегда вырабатывалась на конкуренции разных центров и ветвей власти.

Другое дело, как политики воспринимают те или иные инициативы, исходя из какой мотивации. Если бы значительная часть политикума исходила из необходимости быстрого тактического реагирования (со стратегией – у нас все понятно, в том смысле, что вопроса выбора в геополитической и геоэкономической плоскостях сегодня нет в повестке, он уже сделан) на внешние и внутренние вызовы в ситуации войны и мира, то, возможно, и ряд решений воспринимались бы по-другому, не в логике "зради" и "перемоги", и большие споры вызвало бы не то, почему принята поправка об изменении Регламента ВР в части внесения изменений в Конституцию (в логике войны и мира она как раз понятна), а почему не принята поправка об электронном декларировании.

Як приборкати "біблійного бегемота" (образ хаосу)

Київ не дарма пришвидшує другий саміт миру до президентських виборів у США. Справа не у самих виборах як таких. Те, що війна триває довго, і те, що її важко закінчити одномоментно, показує не лише глобальність (у тому числі взаємозалежність багатьох країн), а й збій на рівні міжнародної системи загалом...

Про тил

Складність війни для нас полягає ще й у тому, що окрім фронту, Україна має вирішувати також і проблеми тилу. Окрім складової повернення наших територій, є ще й інша, за що триває війна – стати частиною Заходу...

Росія: "Від за спинами" до "У спини жінок та дітей"

Ми ж памʼятаємо, як у 2014 році Росія, у процесі анексії Криму та початку війни на Донбасі, відпрацювала технологію створення штучного конфлікту через зовнішнє втручання, намагаючись видати його нібито за внутрішній конфлікт...

Автократії vs демократії (у вимірі російської війни)

Тема протистояння (і життєздатності) автократій та демократій стала активно обговорюватися ще у 2021 році, до повномасштабного вторгнення Росії в Україну...

Бачення миру

Олександр Готліб Баумгартен, який народився 17 червня 1714 року, вперше запровадив термін "естетика" для означення теорії прекрасного. У зв'язку з цим і впродовж є два есе Умберто Еко – "Історія краси" та "Історія потворності"...

Про формат руху до миру

Серед інших пунктів проекту договору від квітня 2022 року між Україною та Росією (за посередництва інших країн), який оприлюднило видання NYT, є й такий: "Про право вето РФ при ухваленні відповіді міжнародної спільноти в разі повторного нападу на Україну"...