Украинская realpolitik: борьба за полномочия вместо эффективной системы управления
Вслед за Арсением Яценюком, и Юлия Тимошенко озвучила тему необходимости перераспределения полномочий между президентом и премьером в сторону усиления одного из центров власти.
Стандартная схема – когда в условиях высокой конкуренции в качестве механизма преодоления политических конфликтов/кризисов/разных интересов политики предлагают изменения в Конституцию в вопросе формы правления. При этом у нас уже были все формы правления, и это не единственная гарантия и залог успешного развития страны. Сама по себе Конституция, равно как и форма правления, без других важнейших факторов, редко в каких странах являются источником порядка.
Для реального (а не на бумаге) существования разделения властей, описанного в Конституции, необходимо наличие ряда системообразующих факторов, таких как: зрелые политические элиты, настоящие партии, политическая культура, отделение власти от бизнеса, взаимосвязанность Конституции с разными законами и подзаконными актами. Эффективное управление – это умение работать в треугольнике "президент-премьер-правительство", а не техническая передача власти из одних рук в другие, как у нас часто политики это воспринимают.
Куда конструктивней, если бы правительство и парламент определились, в каком формате они работают – политического (квотного) принципа или технократического. И если бы разным ветвям власти удалось, наконец, выстроить эффективное сотрудничество, предполагающее понятную логику формирования, принятия и реализации тех или иных решений. То есть, действенную управленческую модель. Тогда появятся и общие и победы, и общие поражения, а политическая составляющая, по сравнению с государственной, будет хотя бы параллельной, а не единственной. Когда мы говорим о партиях, то какие там национальные интересы, если даже собственных, долгосрочных интересов нет, только здесь и сейчас, realpolitik.
Из-за такого упрощенного понимания управленческого механизма (технической передачи полномочий и концентрации в одном центре власти), многие политики, кстати, так поверхностно воспринимают и тему децентрализации. Исключительно в формате ослабления/усиления полномочий все в том же треугольнике "президент-правительство-парламент" (кто кого, типа, переиграет). Перераспределение полномочий между центром и регионами (необязательно в предложенном президентом варианте, а вообще) нужно потому, что в стране нет денег. И только большие (ударение на первом слоге) полномочия и, естественно, потенциально большие возможности (в том числе финансовые) могут стать стимулом для развития регионов, а, значит, и страны.