26 жовтня 2016, 04:42

С чего началась война России против Украины

Мне больно и сложно наблюдать спекуляции отдельных украинских политиков/политических партий на двух, очень острых для страны и граждан, темах – 1). причинах реально существующих социально-экономических проблем, проблемах устойчивости государства в целом; 2). причинах военной агрессии РФ против Украины.

Первую тему прекрасно описывают позиции Надежды Савченко и Юлии Тимошенко. Совсем недавно на "плюсах" Савченко вспомнила о "сильной дипломатии" Виктора Януковича, призвавшего Путина ввести войска в Украину. А ранее Тимошенко, будучи во Львове, вспомнила об экономических стандартах Януковича, одолжившего у Владимира Путина 3 млрд.дол, которые потом Кремль использовал в качестве экономического шантажа в надежде на дефолт Украины.

Вторую позицию олицетворяют самые разные (бывшие и действующие) представители Оппозиционного блока, которые в основной своей массе, так или иначе, были/есть связаны (электорально, идеологически, политически, бизнесово) с "тематической базой" электората Виктора Януковича и Партии регионов. Обычно их разговор о причинах войны сводится к тому, что во всем виноваты Украина и Запад. Неоднократно приходилось наблюдать эфиры, где оппоблоковцы (бывшие или действующие) заявляли о том, что война началась из-за того, что Украина сделала крен в сторону Запада, из-за угрозы НАТО в Крыму и т.д.

Считаю, что реальная и жесткая оппозиция, критикующая власть по сути, – это плюс для страны и общества. Но оппозиция, которая спекулирует на проблемах, давая трактовки причин проблем, не имеющие отношения к реальному положению дел, – это работа исключительно на политическую самоцель этих сил, а не на интересы страны и граждан.

Обе выше обозначенные политически позиции связываю с работой политиков/политических сил на досрочные выборы. Но если не\успех спекуляций на социально-экономических темах зависит, прежде всего, от реального положения дел и уровня коммуникации власти с обществом (там, где есть недостаток информации, всегда возникают произвольные конъюнктурные политические версии/трактовки происходящего; скажем, в сфере ЖКХ есть ряд страшилок, сформированных политиками, типа "тарифного геноцида" и т.д., в том числе потому, что нет достаточной объясняющей информации от правительства на эту тему), то спекуляции на вопросах безопасности, на мой взгляд, требуют более активного внимания, как политиков, так и общества.

Очень часто нам приходится слышать лайт-версию штампов в духе российской пропаганды на тему того, что Украина сама, якобы, спровоцировала военную агрессию РФ. В связи с этим, мне бы хотелось обозначить следующие позиции, для той части украинских граждан, на которых ориентирован Оппоблок в своей политической риторике.

1.На момент аннексии Крыма и агрессии России на Донбассе у Украины был внеблоковый статус, соответственно, ни о какой "угрозе" НАТО для РФ с украинской территории в принципе не могло идти и речи.

2. В 2013 году Украина отстаивала идею двух зон свободной торговли – юридически существующую ЗСТ с СНГ и ЗСТ с ЕС.

3. Единомышленник оппоблоковцев и на момент 2013 года премьер-министр Николай Азаров предлагал тогда России формат сотрудничества с Таможенным союзом по формуле "3+1".

И именно Россия обвалила эти позиции.

1. РФ была против двух зон торговли, потому что понимала неконкурентоспособность своей экономики, а мотивации модернизировать и строить современную экономику у российской власти не было и нет (современная экономика – это конкуренция, конкуренция – это риск для политического режима).

2. Падение товарооборота между Россией и Украиной началось ещё в 2013 году, что ещё раз доказывает, что де-факто ЗСТ с СНГ нет – Россия часто шантажировала своих партнёров по СНГ и ТС (вспомните, сколько было торговых войн), что продолжает делать и сейчас (по отношению к той же Беларуси).

3. Именно агрессия России актуализировала перед Украиной вопрос НАТО, а также вопрос возможных региональных оборонных союзов, а не наоборот.

Реальная причина войны России против Украины – это осознание действующей властью РФ неконкурентоспособности российской экономики в 21 веке, на фоне идей о лидерстве в регионе и в мире как синониме идентичности РФ. Российская агрессия – это, прежде всего, ответ не на Майдан в Украине в 2013-2014 годах, а на митинги на Болотной площади и на проспекте Сахарова в 2011 году в самой РФ. Именно тогда перед Кремлем был сделан выбор между двумя вариантами – или реформы, или ужесточение ситуации внутри страны. Выбор был сделан в пользу второго варианта, как более простого в своей реализации – и с точки зрения внутренней аудитрии (внешний псевдовраг и приращивание территорий – легкий способ мобилизации граждан вокруг политического режима, формула "есть Путин – есть Россия"), и с точки зрения внешней аудитории (мир явно недооценил мюнхенской речи Путина в 2007 году и последствий довольно лояльного реагирования на войну РФ с Грузией в августе 2008 года). Во внешней политике этот вариант "олицетворился" в "стратегии взлома" (ставка на раздувание конфликтов в тех точках/регионах по всему миру, где это возможно, как способ изменения существующих правил и статус-кво). "Стратегия взлома" пришла на смену существующей до того "догоняющей стратегии", требующей реформаторских усилий и самоограничения от российских элит.

У Кремля был шанс выстроить союз в стратегическом треугольнике "Украина-Россия-Европа" (украинский транзит, российские ресурсы, европейские технологии), но он им не воспользовался. Вместо этого, российская власть сделала ставку на войну. Подтолкнув, тем самым, США и Европу к вырабатыванию единой долгосрочной стратегической позиции. Не говоря уже о том, что на стратегической ошибке РФ создается новая Украина.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Стамбульский транзит

Щодо переговорів у Стамбулі. 1. Не можна не відзначити парадокс абсолютно різних делегацій з боку РФ – та, яка була на зустрічах з американцями, і та, яка заявлена зараз на переговорах у Стамбулі...

"Неміцні звʼязки" як характеристика міжнародної системи

У 2002 році був такий перформанс "Неміцні зв'язки" (Loose Associations): художник, пояснюючи у своїй лекції причини, що спонукали його до створення інсталяцій, одночасно і демонстративно звертався до літератури, дизайну, архітектури, політики...

Навіщо Кремль проштовхує прецедент легалізації окупації

От здавалося б, навіщо США вносять до обговорення тему Криму, якщо від України не вимагається юридичного визнання його російським, а таке визнання від себе, ніби, допускають США? (Ніби, бо варто відзначити, що багато чого про пропозиції США ми читаємо в ЗМІ...

Про розвилку для світової системи

Днями міністр оборони Великої Британії Джон Гілі сказав, що 2025 рік стане критичним, закликавши союзників посилити військову підтримку України...

Самовизначення триває: deal, гібридність, пробудження та ієрогліф

Ну що ж, активна дипломатія останніх місяців (маю на увазі очікування від ініціативи адміністрації Трампа) у супроводі не менш активних військових дій на російсько-українському фронті показала: знайти Атланта, який утримує на своїх плечах ситуацію, неможливо...

Чого не розуміють у США (або роблять вигляд, що не)

Коли у США вчергове говорять про вибори (інтервʼю Віткоффа) як спосіб затягнути час, щоб навʼязати російський варіант капітуляції України, чи натякають на необхідність легалізації російської окупації частини наших територій – це про нерозуміння реалій...