2 березня 2021, 14:56

''Элементы бодрствования'' на фоне ''политического анабиоза''

Многие мои друзья и знакомые за пределами Украины, с симпатией относящиеся к Украине, искренне удивляются и очень часто спрашивают: почему у нас так мало инициатив внутри страны, работающих на развитие. Грубо говоря, почему ничего не происходит (в содержательном смысле)?

Причём, это касается как внутренних реформ, так и конкретного наполнения внешнего евроатлантического вектора.

И я с ними, во многом, согласна. Настоящих инициатив – ни от власти (в большей степени), ни от оппозиции (в меньшей степени) – практически нет.

С одной стороны, много политики, скандалов, типа дискуссий. А с другой стороны, серьёзных и системных шагов, и даже обсуждений, отображающих реальные процессы, происходящие в стране на разных уровнях, практически нет.

За редким исключением случаются всплески активности – как, например, действия украинской власти в части безопасности (имею в виду решения СНБО по санкциям). Допускаю, что такая активизация стала возможна (даже если намерения были и раньше) из-за одновременности внутренних и внешних факторов. Внутренний фактор – это, с одной стороны, существенное снижение рейтинга власти (от завышенных обещаний и бездействия), а с другой – доведение до абсурда политики ОПЗЖ самой же партией, когда ориентация на зрителя в Кремле вытеснила вообще все остальное. Внешний фактор – неблагоприятная для России геополитическая конфигурация, в том числе возможное усиление санкций США и ЕС.

Но я здесь не о такого типа шагах, они – инструмент. А о целостном и чётком видении приоритетных шагов, которые бы развивали Украину как государство. О длинных реформах. Ведь, имея всю полноту власти и высокий уровень поддержки, команда Владимира Зеленского несколько странно распорядилась этими ресурсами за предыдущие полтора года.

Во-первых, много пиара и имитации. Формально, типа, принимаются законы, которые Владимир Зеленский и "Слуга народа" обещали на выборах – скажем, закон об импичменте, о снятии депутатской неприкосновенности, о референдуме. Но, по сути, они – не применяемы, их практически невозможно реально задействовать.

Во-вторых, много концентрации на предшественниках, что воспринимается, как попытка пересмотреть результаты предыдущих лет. В итоге, власть не предлагает своей программы, а занимается предшественниками, а оппозиция (проевропейская) – вынуждена защищать свои результаты.

Хотя эти полтора года могли быть использованы на совсем другой тип работы. Например, на инициативы и работу вокруг таких задач.

1. Внешнеполитический вектор (реальное наполнение евроатлантического выбора).

2. Децентрализация (продолжение реформы в части префектов).

3. Фискальная реформа (целостная и гармоничная, а не за счёт мелкого и среднего бизнеса).

4. Судебная реформа (не под проблемную ситуацию, а на упреждение и под институции: и, тем более – не о судах в смартфоне).

5. Госуправление (разграничение полномочий ветвей власти, критерии в подборе кадров под задачи государства/конкретного ведомства, а не под интересы отдельных групп).

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Як повернутися до "принципу багатосторонності"

У 2018 році, коли Дональд Трамп часів свого першого президентського терміну був присутній на саміті G7, організованому Канадою, він говорив про необхідність повернення Росії на майбутні саміти, а після відʼїзду написав, що США виходять із погодженого комюніке...

Про "Атом" у 21 столітті

Інколи, щоб зрозуміти вектор руху процесів, варто подивитись на них ретроспективно. Зокрема, на основи міжнародного порядку, створеного у поствоєнній половині 20 століття, і їх руйнацію зараз...

Системність завжди виграє у авантюри: протистояння вдовгу РФ та Європи, і якою буде роль США

Свого часу Дуайт Ейзенхауер, складаючи президентські повноваження, сказав, що "він дуже хотів дати Землі мир, однак виявився спроможним лише на те, що разом з іншими завести її в глухий кут"...

Про переговори: публічні та непублічні цілі сторін

Переговори як процес тривають постійно (з окремих питань, гуманітарних, зокрема). Переговори ж саме як припинення війни (через небажання РФ) засвідчують різні цілі у сторін та учасників...

Стамбульский транзит

Щодо переговорів у Стамбулі. 1. Не можна не відзначити парадокс абсолютно різних делегацій з боку РФ – та, яка була на зустрічах з американцями, і та, яка заявлена зараз на переговорах у Стамбулі...

"Неміцні звʼязки" як характеристика міжнародної системи

У 2002 році був такий перформанс "Неміцні зв'язки" (Loose Associations): художник, пояснюючи у своїй лекції причини, що спонукали його до створення інсталяцій, одночасно і демонстративно звертався до літератури, дизайну, архітектури, політики...