16 травня 2022, 12:31

Русская культура: не жалею, не зову, не плачу

Желание избавиться от русской культуры – всей, скопом, с толстоевскими, балетами, башметами – возникло еще в 2014-м. Но тогда, при массовой вспышке антироссийских настроений, интеллигенция, знакомившаяся с русской культурой не только в рамках курса средней школы, воспринимала такое предложение как культурный экстремизм. Ну как же, зачем же: Толстой с Пушкиным не виноваты, они не призывали отжимать Крым, без сокровищниц рускульта мы станем только беднее.

Восемь лет спустя тогдашние мои оппоненты уже склонны поддержать умножение на ноль русской культуры в границах украинского государства. Кажется, становится слишком очевидным, что культура – это не просто о "разумном, добром, вечном", это особый ментальный код восприятия действительности и взаимодействия с внешним миром. А он у разных культур разный.

Для себя базовым кодом рускульта я определил тотальную безнадегу и вытекающее отсюда стремление к разрушению окружающих и саморазрушению. Вечное противостояние, страдание и погасший свет в конце туннеля. Это извращенное восприятие мира достигло своих вершин у Достоевского. После большевистского переворота руслит и прочие "отрасли" как-то сильно ослабли. Сегодня уже дошло до стадии вырождения. Кто-то заметит, что это общемировая тенденция в эпоху потери смыслов и слишком ленивого поиска новых. Бессмысленность существования стала слишком очевидной и, кажется, ни религия, ни культура, ни делание денег, ни потребление товаров уже не в состоянии наполнить жизнь смыслом. Жить стало скучно...

Российская культура деградирует вместе с мировой. Но делает это с сохранением национальной традиции: с ненавестью, приправленной безнадегой. Все та же достоевщина, разбавленная непременным пьянством, присутствием неких бандитов\ментов\чиновников... Все эти "браты" и "бумеры" сняты талантливо, но жить после просмотра не хочется. Убить – можно. Воевать россиянину не скучно: преумножение земель было и остается целью существования государства российского. Обустройство этих бесконечных пространств не входит в планы россиян, это слишком низменная цель для них.

Раскрученный росийский кинематографист Андрей Звягинцев ценим многими. Посмотрев его "Елену", я сделал зарубку против его имени. И когда с еще большей помпой вышел "Левиафан", я, конечно, посмотрел и его. После этого и решил окончательно: забыть о талантливом Звягинцеве, бежать от русской культуры. Вперед – на Запад, на Восток, в Африку и Австралию, но только не за поребрик. Ведь Звягинцев, как один из нынешних столпов рускульта убедительно доказывает: ни на что кроме мрака и безнадеги эта культура не способна. Не знаю, возможно есть еще в мире культуры, подобные русской. Я таких не знаю. И точно знаю, что украинская, западная культура – другие: нет в них этой всеобъемлющей прострации, ненависти и предчувствия неминуемого апокалипсиса.

Кто-то наверняка возразит: а как же Пушкин с Толстым, как же русская живопись, а балет, а мастера вокального, исполнительского искусства?... Их потеря, как части мировой культуры, только обеднит украинцев. Ведь те, кто сходя со сцены, славит культ великого царя маленького роста, не высказывают имперско-крепостных взглядов в своих произведениях. Ну, во-первых, это не так: взгляды эти – суть имперца, ему от них не убежать. Поэтому все, что вы потребляете собственным мозгом "мэйд ин раша", содержит непременную составляющую про очень маленьких, смешных и никчемных хохлов и прочих инородцев, которые способны существовать лишь под сенью всего русского: государства, культуры, под страхом их оружия, ментов и вертухаев.

Кто-то скажет, это слишком отвлеченные допущения, а Толстой и Башмет – вот они. Соглашусь: расставание будет болезненным, особенно для родившихся в СССР. Весь этот российско-советский сплав культуры с пропагандой глубоко поразил мозг, зачастую безвозвратно изменил личность. Я же считаю себя обкраденным до нитки этой "прекрасной" системой советского образования. Всем нам настойчиво вдалбливали про богатейшую российскую культуру. Культура из-за поребрика если не игнорировалась, то подавалась очень поверхностно. Что там из литературы: Гете, Шекспир, Диккенс... Из живописи: Рубенс, Рафаэль... Из музыки: Бах, Моцарт... Знания обывателя ограничивались этими и еще десятком фамилий: вот и вся мировая культура.

А что вам известно о немецкой классической литературе? Ах, Гете читали! Наверняка – "Фауста". И все.

Что с английским литературным наследием? Диккенс, Шекспир? Большинство из людей, не растерявших навыки чтения, все ограничилось на "Короле Лире".

Как с литературой США? Марк Твен, Джек Лондон, Хэмингуэй и Селинджер. Не дурно! А с творчеством Голсуорси знакомы? Нобелевский лауреат, между прочим. Ну, там всякие есть, в этой некультурной Америке, где книг издается больше, чем во всем мире. Джек Керуак, Герман Мелвилл – кто слышал, поднимите руки, кто читал – поднимите обе!

Может вы любитель японской литературы? В СССР знакомство с ней 99,9% читающего населения ограничивалось изданием прекрасного произведения Кобо Абэ "Женщина в песках". Но, сообщу по секрету, японская литература, а уж литература стран Азии и подавно – намного богаче.

А про Африку у нас как-то не упоминали и не упоминают. Действительно, что там упоминать, там кроме слонов и аборигенов – только раскаленный песок. Это не совсем так, мягко говоря. Многие ли за всю жизнь прочли хоть одну книжку африканского автора? Ну хотя бы нашего современника Кутзее из ЮАР? Ладно, молчите, я знаю ответ. Пометьте себе: Кутзее – нобелевский лауреат по литературе.

Если мы коснемся музыки, живописи, да чего угодно, то окажется, что мы совсем ничего не знаем. Кто-то – потому что не хочет, кто-то – потому что был просто отрезан от всех этих богатств волею российских колонизаторов.

Ах, мы потеряем А.С.Пушкина! Кому он нужен – тот найдет. Жечь его не станут, но и в школьные программы включать не стоит.

Любителям цифр приведу лишь один лишь пример: русскоязычные авторы 6 раз получали нобелевскую премию по литературе. Англоязычные – 30, шведы – 7.

В институте мне понравился предмет "Литературоведение". Большей частью курс, естественно, касался русской литературы. Отпечаталось в памяти – "Слово о полку Игореве", Протопоп Аввакум, Платонов... Богатый язык, глубина. Но повсеместно – война, страдание, убийство, несвобода. При этом – масса проходных авторов, которые соловьем воспевали совковые литературоведы. Да, были в этом огрызке мировой культуры серебряный и золотой век, равно как и в музыке и в живописи. Но век этот был краток, на фоне европейской культуры принес мизерное число плодов, в значительной мере вторичных. А основы закладывали отнюдь не Жуковский с Ломоносовым. За сотни лет до них на Западе культура была много плодоноснее, население образованней. Напомню: Гуттенберг был немцем.

Кажется, настало время нагнать упущенное, обратиться к неизведанным пластам мировой культуры. Ну а тем, кому покажется мало, пусть также читает Пушкина с Толстым.

Традиционно все эти безграничные залежи мировой литературы умещались в годовой курс советской школы в объемах одного альманаха "Зарубежная литература". Зато сколь усердно мы изучали бессмертное творчество Катаева, Короленко, Демьяна Бедного и тягомотного Толстого, привыкшего изъясняться по-французски.

Эксперты, безусловно, прекрасно представляли, сколь богатые сокровища скрывает империя от своих граждан. Тиражи авторов руслита и "остальных" были несопоставимы. Сегодня, бродя по музейным залам разных стран мира я понимаю, что ничерта меня не просвещали, от меня все скрывали, извратив вкус совковой безнадегой, запечатленной в буквах, в музыке и живописи.

Мне со школы нравились художники-передвижники. Но, черт побери, за исключением импрессионистов и пары-тройки гениев Эпохи Возрождения, нам вообще ничего не предлагали узнать о шедеврах западной живописи. И росмузыку мы, безусловно знаем лучше всемирного музыкального наследия.

Мировая культура – это бескрайние вселенные, в которым мы побывали в лучшем случае транзитом "Из россии – в россию". Там, за окном вагона в Транссибирском экспрессе столько невиданных сокровищ, там чудеса, о которых мы – дети совка – даже не догадываемся. Эти диковинные, нами по сути неоткрытые миры, создавали представители иных культур и генетических кодов, принципиально отличных от имперско-русского.

Едва из украинского культурного пространства начнет уходить "совок", на место его представителей придут великие незнакомцы. Нет, с потерей роскульта мы ничего не потеряем, напротив – обретем. Больше глубины, разнообразия, больше человечности в конце-концов.

Все отношения с защитниками русскоязычного населения в Украине следует ограничить сигнальными огнями пограничников: стена, ров, крокодилы. Все. Кому не хватает в жизни Достоевского – заказывайте по интернету. Кому хочется больше культурного пространства рашистов – тем дорога на вокзал. Как-то с пересадками доберетесь за поребрик, держать не станем.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

У пошуках Гігавата й кількох літер

Третя військова зима. Третій рік енергосистема під масованими обстрілами. Всі енергооб'єкти давно пристріляні, їх відновлення – марна справа, бо знову прилетить...

Чи врятує Україну рів із крокодилами?

Нардеп Максим Ткаченко заявив, що близько 150 тисяч українців повернулися на окуповані території. Щоправда, пізніше вибачився, заявивши, що це лише припущення, бо підрахувати кількість тих, що виїхали, неможливо...

Снова – на шашлыки?

россия пугала-пугала ядерным ударом и наконец ударила ракетой, способной нести ядерные боеголовки. Американцы об этом знали наверняка, потому и закрыли посольство в Киеве...

План победы в одном предложении

Содержание Плана победы Зеленского можно уместить в одну фразу: дайте оружия, денег и защитите. Победный фарс заштатного актеришки на трибуне Верховной Раде провалился...

Вугледар: це і є ваш план перемоги?

Боєць ЗСУ, колишній нардеп й громадський активіст Ігор Луценко описує в ФБ відхід наших бійців з Вугледару: "72-га виходила тяжко, криваво...

Жажду крови

Я очень хочу знать имена причастных к этой войне и видеть судебные приговоры. Все начальники разведки с 2007 года должны попасть под суд. Почему с 2007-го? Да потому что 10...