Кремль не виноват
На границах с Польшей и Словакией – транспортный коллапс, подобное назревает на границе с Румынией. Удивительно почему до сих пор не подключилась Венгрия, но она безусловно может. И что тогда?...
Блокирование границы уже отражается на ценах и порождает дефицит топлива. Украинцы в шоке: поляки со словаками ударили в спину, это происки Кремля! Две недели спустя наконец отреагировал Зеленский: "На границе есть сложности. Я считаю, прежде всего, из-за некоторых политических шагов наших соседей". Как выяснилось, "у нас есть план" и уже работают правительство, МИД, Мининфраструктуры.
На границе в очереди уже умерли два наших водителя... Украинские власти негодуют. Помимо обвинения лидера профсоюза, блокирующего границу, иных "политических" признаков не заметно. И президент их не озвучивает. Также не поясняет почему правительство начало "работать над решением проблемы" через полмесяца после ее возникновения. А предупреждения о блокировании со стороны польских перевозчиков звучали много раньше. И Зеленский перед встречей с Дудой в апреле, целуясь с коллегой в десны посреди Варшавы, заверил, что претензии к Украине в связи с экспортом украинского зерна через Польшу решены. Но после этого они только начались... И сегодня продолжается в бОльших масштабах. Что получается: все в Польше – агенты Кремля и предатели? Но зачем тогда они устанавливают туалеты для украинских водителей, стоящих в очереди на границе и раздают еду?...
Никто в Украине не обсуждает причин блокирования и аргументов польских перевозчиков. Никто даже не знает перечня требований польских профсоюзов. А в нем, между тем – требование предоставить доступ к украинской системе "Е-черга". А это зачем? Система успела засветиться в громких скандалах по переправке за кордон украинцев, которым путь за границу закрыт по умолчанию.
Но "Е-черга" – не только способ заработать на дезертирах, это много больше! Фактически эта система объединяет все передвижения через украинскую границу. Польских перевозчиков в данном контексте волнует единственное: пересечение границы польскими авто. Пересечение границы регистрируется через "Шлях" – как украинских, так и польских автомобилей. И в бесконечных очередях на границе стоят фуры обеих стран. Разница в одном: в отличие от поляков, у наших перевозчиков больше возможностей "подмазать", чтобы пройти границу вне очереди. Да-да: платишь взятку (счет идет на сотни долларов с машины) и беспрепятственно проезжаешь границу, минуя многодневную очередь. Если учесть поток транспорта на границе, то речь идет о миллионах – нет: о сотнях миллионов евро! Вот это и стало причиной блокирования границы, а не любовь главы профсоюза польских перевозчиков к русскому миру. Поляки понимают наши проблемы, возникшие с потерей морских путей сообщения. Но они не могут понять, почему должны две недели стоять в очереди на границе, наблюдая, как едут фуры, минуя эту очередь.
Сущестующая система "Е-черга" – это не инструмент решения проблемы, это коррупционный механизм. Но мало кто понимает, что "Е-черга" – лишь вывеска, которая не стоит выеденного яйца. Наш законодатель по сложившейся традиции не предусмотрел никакой юридической ответственности за нарушение провозглашенных правил. То есть: фура пересекает границу вопреки электронной очереди в "Шляхе", но никто не может быть наказан за ее пропуск. Зато те, кто ее пропускают, безнаказанно получают несколько сотен евро с каждой машины. Естественно – не "кэшем" и не напрямую.
В этом и состоит суть проблемы, а не в приверженности какого-то профлидера Польши русскому миру. И если бы не запрет на массовые выступления во время военного положения, вероятно, к блокированию границы польскими перевозчиками присоеденились их украинские коллеги. И были бы немедленно обвинены в работе на Москву... Украинское руководство настаивает: "Это политические демарши Польши!", еще более обостряя отношения мужду нашими странами. На встрече с представителями блокирования границы и чиновниками ЕС Украина не пожелала вести речь о наведении порядка, она продолжила бросаться обвинениям в адрес страны, которая содержит миллионы наших беженцев, передала нам вооружения и материальные средства на миллиарды евро. Я могу понять украинских коррупционеров, стоящих на потоках этой схемы – счет идет на миллионы, если не на миллиарды. Но я не могу понять позицию руководства страны: они "в доле" или "не в теме"?
В этой связи люди посвященные постоянно упоминают Мустафу Наема. Что мы знаем об этой персоне? Многое. Журналист, активист, реформатор, видный государственный и политический деятель... С дипломом киевского политеха успел проявить свои таланты не только на ниве журналистики, но и в реформировании полиции, и на должности заместителя Мининфраструктуры, и "Укроборонпрома"... А еще он в 2013-м приглашал на Майдан с чаем и с хорошим настроением. А потом, после победы Революции достоинства, он приглашал на Майдан с трибуны на улице Банковой, требуя отставки генпрокурора Шокина, который заинтересовался деятельностью компании "Бурисма" с участием Байдена-младшего... Правда, в этот раз народ почему-то на Майдан не пришел, поставив под сомнение способность Мустафы собирать майданы.
Способности Наема управлять государством тоже не выдержали испытания. Реформа МВД, в которой он активно участвовал, оказалась провальной, реформа "Укроборонпрома" показала чего она стоит в ходе войны с Россией...
Нет, я не могу обвинять Наема в участии в коррупционных схемах системы "Е-черга". Но зачем он банит тех, кто критикует деятельность министерства инфраструктуры и возглавляемого им агентства? Он демократ и либерал или как?...
И меня давно мучит вопрос: а какое отношение в принципе имеет Наем к полиции, министерству инфраструктуры, к оборонной промышленности, к международным перевозкам?... Он хоть день работал в этих сферах, имеет хоть какое-то базовое образование? Не работал, не имеет. И только это не позволяет обвинить его в коррупции. Вполне вероятно, что творящееся сегодня на границе с Польшей – это не следствие крышевания Наемом тех, кто делает миллионы на схематозах со "Шляхом". Вполне вероятно, что деньги делают без его ведома: квалифицикация Наема просто не позволяет понять ему что вообще происходит.
Да черт с ним, с Наемом! Проблема в том, что руководство державы ничерта не понимает, заявляя, что все это – некие "политические шаги" польской стороны, а отнюдь не следствие дилетантства и коррупционных схем украинских чиновников. Таким образом проблема не только не решается – она усугубляется.
Волнует не только сама блокировка границы, но системное отношение политического руководства к решению перманентных проблем. И снова хочется вспомнить Наема. Меня шокировало отсутствие реакции общества на мегапроблему ценой в миллиарды (!) долларов, связанную с возведением защитных сооружений вокруг энергетических объектов.
Как указывает активист и эксперт энерогоотрасли Виктор Куртев, сегодня запущена мегаафера по сооружению укрытий энергообъектов с невиданным бюджетом и нулевым обоснованием. Речь идет о возведении защитных саркофагов над электроподстанциями. Счет – на сотни, бюджет – на миллиарды долларов. Эффективность – близка к нулю. Суть: на магистральных подстанциях НЭК "Укрэнерго" (всего в стране 85 таких подстанций) решено возвести защитные железобетонные конструкции. Из них 22 – в ведомстве "Агентства восстановления", возглавляемого Наемом, остальные – в НЭК "Укрэнерго".
Для понимания налогоплательщиков, сбрасывающихся на дроны для бойцов: стоимость одного "панциря", к примеру для подстанции 750 кВ "Киевская", составляет 500 млн.грн. И для визуализации: это примерно то же, что накрыть железобетонным куполом футбольное поле. И таких полей аж восемь! А еще куча объектов размером поменьше. А после этого еще следует демонтировать\перемонтировать подстанцию в этот "купол". Это дополнительные расходы. Но проблема в том, что не существует никаких нормативов/СНИПов по возведению подобных конструкций. А значит нет гарантий, что они выдержат удар дрона (удар "Искандера" точно не выдержат). Находись я по иную сторону линии фронта, то непременно приветствовал бы подобное строительство. Не говоря о стандартных 30% отката при проведении бетонных работ, в Кремле могут только аплодировать возведению многомиллиардных объектов, которые в лучшем случае выдержат удар дрона в несколько тысяч долларов.
Является ли Наем агентом Кремля? Не уверен. Я склонен считать, что он – дилетант с хорошо подвешенным языком. Но меня не волнует причина, по которой моя страна терпит ужасающие убытки. Важен результат: дилетанты захватили власть в стране, истекающей кровью. А поскольку верховная власть ничем не отличается от Мустафы Наема, то подобная ситуация складывается буквально во всех сферах. Результат – тотальная деградация государства, рост напряжения в обществе. Кремль о таком может лишь мечтать.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.