ДЕМАГОГИ – ГЛАВНЫЕ ВРАГИ КУЛЬТУРЫ В УКРАИНЕ. Часть первая
Я, казалось бы, уже столько раз поднимала в различных интервью тему Национальной Оперы Украины, что решила: в личном блоге повторяться не буду, дабы не надоесть всем своим "Всё пропало!". Но вот, на днях наткнулась на интервью главного режиссёра Национальной Оперы Анатолия Соловьяненко, размещённое на сайте glavcom.ua
Прочитала я это обширное интервью, щедро сдобренное портретами главного режиссёра в разных ракурсах, но всегда – на фоне почётных грамот всевозможных президентов нашей страны (имеется даже отдельное фото грамот на случай, если кто не понял намёка, какого масштаба личность даёт интервью). Господин Соловьяненко всегда стабилен в своих интервью, в последнее время к патетике национального классического наследия добавил лишь дозы патриотизма (как-то с запозданием, правда, но, видимо, почувствовал необратимость процесса и решил не упустить последний вагон, побежал фотографироваться с раненными бойцами в госпиталь и т.д.).
И этот человек входит в число "избранных деятелей", которые гробят нашу культуру за наши же деньги.
Поэтому я решила прокомментировать некоторые части интервью, которое представляет собой великолепный образец советской демагогии, в формате "stop fake". А, так как, интервью это достаточно объёмное и иллюстративное с точки зрения описания ситуации в "официальной" культуре в Украине, то анализ его я решила разбить на несколько частей. Надеюсь, читателям моего блога будет интересно проанализировать ситуацию вместе со мной.
Часть первая.
"... навіть в існуючих умовах, ми все одно випускаємо прем'єрні вистави, багато гастролюємо і робимо це без будь-якої бюджетної підтримки з боку держави й без будь-яких коштів з України... Національна опера України – це один із визнаних у світі колективів, який не тільки представляє українську культуру, а ще й заробляє кошти, сплачує усі податки.
Звичайно, ми дуже шкодуємо, що так і не запрацював закон про звільнення від ПДВ національного культурного продукту. Я впевнений, що ці невеликі, в масштабах держави, кошти жодним чином не впливають на бюджет країни, але могли б значно вплинути на наші можливості... Безперечно, це не мало б стосуватися шоу-бізнесу чи якихось івент-проектів у галузі мистецтва, які мають на меті отримання прибутку"
Бюджетное финансирование Национальной оперы Украины составляет порядка 180 миллионов гривен. И это означает, что все это они делают без поддержки государства?! А что же тогда означает поддержка со стороны Украины? И это без учёта продажи билетов и гастролей. А ещё их нужно освободить от уплаты НДС в отличие от других отраслей искусства, особенно, если эти отрасли приносят доход. Так пусть определятся: они зарабатывают или заведомо, находясь на ТАКОМ бюджетном финансировании, убыточны? Исходя из этой риторики, всё, что неубыточно – не искусство, а искусство должно быть бюджетной ямой. Как же мы тогда хотим сохранить искусство? Или для того, чтобы доказать, что то, чем ты занимаешься, является искусством, нужно обязательно создавать то, что будет неинтересно публике? Замкнутый круг им. Соловьяненко...Ну а формат премьер вообще не выдерживает никакой критики! И я даже не говорю об их качестве. Но когда премьерами называют показ хореографических сцен из опер, называя это одноактными балетами...Это уже чистой воды профанация! А на это всё равно выделяются средства, тратится время и ресурсы театра. И не забудьте, что творцы таких премьер потом ещё и авторские отчисления получают за такие "новые редакции". Вот вам один из приёмов демагогии: подмена понятий. Что-то новое вам показали? Нет. Но премьера-то есть! Значит новое. И так из года в год!
"Цього літа ми вперше отримали запрошення від одного з найпрестижніших оперних фестивалів Європи "Дні опери на Сааремаа". Сааремаа – це великий острів у балтійському морі, на якому щорічно проходять оперні фестивалі. Щороку Естонія запрошує якийсь театр, на базі якого відбуваються основні події цього фестивалю поруч із естонськими митцями...Наступного року, щоб розуміти рівень фестивалю, базовою буде Міланська опера, а цього року була українська...
Загалом, географія гастролей дуже широка, і це ще одна причина, чому нам так важливо зберегти той колектив і потенціал, який ми маємо. В травні ми брали участь у оперному фестивалі в Польщі. Наступного місяця наша трупа вилетить на місячні гастролі до Японії, але репертуар театру на стаціонарі абсолютно не постраждає. В березні оперна трупа гастролюватиме в Німеччині та Данії. Балетна трупа нашого театру багато гастролює в Греції, Мексиці, минулого року була в Омані"
Не хочу принизить значение оперного фестиваля на острове Сааремаа – это великолепный пример того, как нужно развивать туристический бизнес, добавляя к посещению СПА-центров культурную составляющую. Но называть этот фестиваль "самым престижным оперным фестивалем Европы"... И вот что интересно: только господин Соловьяненко знает, о том, что в следующем году уровень фестиваля поддержит Миланская опера. Ни на сайте Ла Скала и, что самое интересное, ни на сайте фестиваля этой информации нет, хотя билеты на фестиваль уже в продаже. Или это очередной фэйк нашего сказочника Соловьяненко? Зато он по окончании этих триумфальных гастролей тут же направился в Администрацию Президента Украины с вполне привычным для себя требованием очередной медали (Возможно "За взятие Сааремаа) Ну а широкая география остальных гастролей – чистой воды фикция. И дело не в том, в какую страну талантливое руководство отправляет труппу, а в том, где в этих странах выступает наша труппа. Есть среди этих "пунктов назначения" хотя бы одна сцена первой величины? Где отзывы мировой прессы? Как освещаются эти гастроли и влияют на имидж Украины? Или и их будет освещать господин Соловьяненко? И он, к сожалению, забыл сообщить, что традиционные и более или менее статусные гастроли в Японию в этом году – последние для НОУ, следующий контракт японцы заключать отказались.
"...Думаю, можна набрати кілька десятків прізвищ за різні роки, які є окрасою українського народу і, водночас, окрасою світових оперних і балетних сцен..."
А вот это правда! Только эта горькая правда перекручена в повод для радости и гордости. То есть Украина должна не только гордиться, но и радоваться тому, что творческие личности, "украшение украинского народа" уехали из Украины и украшают лучшие мировые сцены?! А почему они уехали и не украшают сцену Национальной Оперы? Только не нужно петь старую песню о том, что их влекут деньги! Настоящий артист всегда голоден, и голод этот творческий. Артист должен расти, а расти в стенах родного театра уже давно невозможно. Вот и уезжают лучшие, Украина теряет генофонд, а другие страны и театры получают великолепных артистов, которые впоследствии прославляют эти страны и театры, но не Украину. А наш режиссёр с риторикой политика предлагает этому дружно радоваться и гордиться!
Продолжение следует...