5 грудня 2014, 21:01

ДЕМАГОГИ – ГЛАВНЫЕ ВРАГИ КУЛЬТУРЫ В УКРАИНЕ. Часть вторая

Итак, приступаю к продолжению разбора интервью Анатолия Соловьяненко. Этот раздел интервью был посвящён СМИ и современному искусству. Очень занимательно, должна сказать. Самое поразительное в этом интервью то, насколько мастерски господин Соловьяненко использует приёмы демагогии: намеренное нарушение логики, когда высказывание, внешне сохраняя логичность, фактически содержит логические ошибки, а также подмену понятий и ложные выводы.

"Загалом, нам би хотілося більшої уваги не з боку влади чи держави, а з боку представників ЗМІ. В нас відбувається багато речей, які не позначені ознаками скандалу, а позначені якимось здобутками. З точки зору суспільного резонансу вони мають менший потенціал, але є більш важливими. Наведу простий приклад: інформації про нашу участь у естонському фестивалі не було майже ніде, хоча наша прес-служба розіслала її в усі можливі медіа. Хоча, це було в той час, коли в Юрмалі наші учасники вийшли на сцену із прапорцями Росії, нашитими на куртках. Ось це мало величезний резонанс. А той факт, що в 200-х кілометрах відбувався прорив української опери в Європу нікого не зацікавив...

...В нас є багато персоналій, які потребують висвітлення, адже ними можна пишатися. Сопрано світу номер один в світі – Людмила Монастирська – солістка нашого театру. Її трудова книжка знаходиться тут, а директор Метрополітен-опера в інтерв'ю New York Times сказав, що за останні 50 років такої співачки у них не було. Вона відкриває сезони в "Ла Скала", співає на найбільших сценах світу. Де ви в Україні про неї читали, де бачили про неї програму? Це ті проблеми, на які нам потрібно звертати набагато більше уваги, інакше відбувається зміщення акцентів. Ми постійно занижуємо власні духовно-естетичні потреби"


Исходя из ложных предпосылок, он преподносит нам ложные же выводы, хотя внешне все выглядит логичным. В реальности же, если имеется такое количество знаковых для культуры событий и достижений, работает пресс-служба театра (около 20 человек), а внимания никто не обращает, то может проблема не в СМИ, а в надуманности достижений? Ведь в моей команде, например, только один человек занимается прессой: рассылает пресс-релизы, организовывает пресс-конференции (когда-то даже для Национальной Оперы организовала за сутки пресс-конференцию, посвящённую показу на нашей сцене оперы "Хованщина" в исполнении оркестра и оперной труппы Мариинского театра под управлением Гергиева. А пресс-служба театра была почему-то не в состоянии это организовать и в панике обратились к нам). Так вот, один человек в моей команде привлекал внимание СМИ к Национальной Оперы в период работы в театре Дениса Матвиенко, привлекает внимание СМИ и к нашим независимым проектам. И СМИ интересуются именно культурными событиями, новыми спектаклями, культурной жизнью. Премьеры новых балетов, гастроли Тбилисского театра им. Захария Палиашвили и Нино Ананиашвили, бенефис примы театра Елены Филипьевой, проведённые нами в бытность Дениса руководителем балетной труппы (и только попробуйте опять сказать, что он таковым не являлся!) не были окрашены никакими скандалами, а в зале не хватало места ни для зрителей, ни для телевизионных камер. Не нужно обвинять СМИ в том, что им интересны только скандалы. Просто, кроме скандалов, вы ничего им не предлагаете! Так что, как говорят, нечего на зеркало пенять... То, что наши СМИ, в отличие от западных, не уделяют должного внимания Людмиле Монастырской, Тарасу Штонде и другим звёздам театра – это абсолютно вина руководства театра! Ведь критики New York Times не на Times Square услышали Людмилу Монастырскую, а в спектакле Метрополитан опера, оперные и балетные сезоны которой – это всегда событие и для публики и для СМИ. Создайте событие, привлеките внимание публики, критиков, СМИ, и покажите своих звёзд! Вы же ровным счётом ничего для этого не делаете, а львиную долю ваших премьер просто стыдно грамотным критикам показывать. Вот и становятся такие яркие артисты звёздами не на Родине, а вне её. Ведь оперный артист в первую очередь блистает в спектакле, который должен быть равнозначен по уровню его таланту.

Ну, а теперь перехожу к моему практически любимому отрывку интервью:

"Наскільки конкурентним може бути сучасне українське мистецтво опери й балету?

Кращі зразки оперного мистецтва, не тільки українського, створені століттями раніше. Якщо ви переглянете репертуари провідних світових театрів, ви побачите, що 90% цих репертуарів складає класика, створена Верді, Пуччіні тощо. Мені здається, що сучасні композитори надто далеко відійшли від публіки й між ними виникла прірва... Музика, яку вони створюють, в переважній більшості, може сприйматись лише обмеженим колом музикознавців і критиків, які здатні в цьому розібратися й це оцінити..."


Такое мог сказать или убеждённый ретроград или абсолютно безграмотный в музыкальной сфере человек! Во-первых, современные композиторы пишут потрясающую симфоническую музыку, которую исполняют не только в филармонических залах, но и даже используют в саунд треках к художественным фильмам. Во-вторых, гении уровня Верди, Пуччини, Моцарта не рождаются каждое десятилетие, но если отказываться от современных авторов и постановок, то мы, скорее всего, и не узнаем, что нашим современником был какой-то гений, которого просто забраковал очередной Соловьяненко!

"Наведу простий приклад, якщо ви підете на "Травіату" чи "Наталку Полтавку", ви вийдете і зможете наспівати якусь з почутих мелодій чи пісень. Якщо ж ви відвідаєте виставу або симфонію сучасного композитора, вийшовши звідти, навіть у пам'яті, ви жодну мелодію відтворити не зможете. А мелодія і ритм – це ті речі, які впливають на підсвідомість. Тож поступово, таке мистецтво стає доступним все меншому колу слухачів, глядачів тощо. Навіть якщо дивитися на постановки сучасних творів, вони тримаються один-два сезони за рахунок піар-кампаній і йдуть в забуття. На зміну їм приходять нові проекти, на які чекає така ж доля. Водночас, музика Моцарта чи Верді не потребує додаткової реклами і тримається в репертуарі театрів сторіччями й ще стільки ж протримається..."

Ну конечно, зачем же рисковать, экспериментировать, если есть проверенная классика? И зачем создавать новые редакции и неожиданные прочтения этой самой классики? Ведь может неудачно получиться или спорно? А как же тогда Шевченковскую премию получить? Кстати, о премии: почему у нас дают государственную премию человеку за спектакль, который был создан целой театральной труппой, оплачен государством, ничего нового в оперном искусстве не сказал, так как опера "Норма" Виченцо Беллини была поставлена в 1831 году и в редакции господина Соловьяненко никак за пределами ул. Владимирской, 50 не прогремела? А знает ли Соловьяненко о том, что когда Прокофьев написал музыку для балета "Ромео и Джульетта", звучание её было столь непривычно даже для артистов, что они отказывались под неё танцевать, объясняя это тем, что эта музыка вообще нетанцевальная? А знает ли он, что премьера "Лебединого Озера" провалилась? Я уже не говорю о музыке Стравинского, под которую артисты и поныне танцую, считая про себя, так как музыкальная структура настолько сложна, наполнена синкопами и разными темпами, что иногда трудно уловить акценты. Но балеты "Весна Священная" и "Драгоценности" мечтает иметь в своём репертуаре каждая значимая труппа. Так вот, если бы не было этих поисков, рискованных премьер, то насколько бедным было бы это самое классическое наследие? Ну а напевать легче шлягеры Поплавского, если уж следовать такой логике.

"Треба чітко розмежувати сучасні шоу-бізнесові проекти та мистецтво. Ми знаємо багато антрепризних проектів, найуспішнішим з яких, наприклад, є "95 квартал". Їх захід, за всіма ознаками – вистава. Концептуально і драматургічно це завершена форма. Але уявімо, що одну й ту саму програму вони показуватимуть щоразу. На третій показ був би порожній зал. Тому вони щоразу створюють нову виставу. Коли ж ми ставимо будь-який твір високого мистецького ґатунку, ми можемо бути переконані, що через місяць, п'ять років чи десять років, ми матимемо касовий збір"

Ещё один яркий пример демагогии: сравнивать репертуарный государственный театр с классическим репертуаром с независимым эстрадным проектом совершенно другого формата. Но раз уж он пытается так подтасовывать аргументы, то могу задать встречный вопрос: а он сравнивал кассовые сборы? И успешность "95 Квартала" в том, что они абсолютно осознают формат, в котором работают, их не финансирует государство, поэтому, чтобы оставаться интересными публике, они каждый раз показывают что-то новое. Потому что, ТАКОЙ ФОРМАТ. А вот далеко не любое произведение высокого художественного уровня в театре имеет кассовый сбор. Просто это руководство мало волнует, – деньги то тратят они не свои.

Продолжение следует...

НА МАНЕЖЕ ВСЁ ТЕ ЖЕ. КОМАНДНАЯ ИГРА "ОЧИЩЕННЫХ" СУДЕЙ ГОЛОСЕЕВСКОГО СУДА ВАЛИГУРЫ И МАЗУРА

Этот пост не о балете, не о театре и не об искусстве. Скорее всего, этот пост – о цирке, в который превратилась наша правоохранительная и судебная системы...

В Национальной Опере очередной скандал или МЫ НЕ РАБЫ, РАБЫ НЕМЫ

Причиной его стал конфликт между администрацией Национальной Оперы Украины и артистами, членами профсоюза "Вільна Опера", касательно "особенностей" применения Закона Украины "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо запровадження контрактної форми роботи у сфері культури та конкурсної процедури призначення керівників державних та комунальних закладів культури" N955-VIII...

ИГРА В ИМИТАЦИЮ ЗА 3 МЛРД ГРИВЕН

Наше Министерство культуры продолжает генерировать не смыслы и стратегии, а скандальные новости и одиозные законопроекты. А главное, – МинКульт занимается всем, кроме культуры...

Мы переплюнули "папередников" в цинизме!

"Рождественский бюджет-2016" принят. Одной из одиозных статей затрат оказалось выделение 25 000 000 гривен на проведение всеукраинского фестиваля патриотической песни с громким названием "Будь вiльним"! Судя по комментариям председателя фракции "Самопомiч" Олега Березюка и депутата от БПП Мустафы Найема, этот проект их возмутил и рассмешил одновременно...

Министерство Совка

Вторая годовщина начала Революции Достоинства. Общество возмущено отсутствием реальных реформ или их повсеместной профанацией. Все процессы политизированы до крайности...

Боец Невидимого Фронта нардеп Кривенко. Или чем заняться депутату, раз заняться больше нечем?

В день, когда весь мир обсуждал обнародование результатов расследования обстоятельств крушения Боинга МН-17, сайт Korrespondent.net, позиционирующий себя, как один из главных новостных ресурсов Украины, в качестве "горящей" новости выделяет "сенсацию": очередную "обличительную" статью о Денисе Матвиенко...