19 липня 2007, 10:33

"Что делать" (полемические заметки, основанные на убеждениях)

…В конце прошлого года рядом со мной на харьковском Майдане – площади Свободы – стояли студенты и предприниматели, депутаты и безработные, врачи и фермеры. Каждый из нас рисковал по-своему: студент – отчислением, депутат – гонением, бизнесмен – преследованием.

И я рисковал, и не только потерей всего бизнеса… Мне весьма откровенно дали понять: не остановишься – остановим. Но я не об этом. Я о том, ПОЧЕМУ мы рисковали? Из-за чего мы шли на майдан? Ответ прост: у нас были идеалы и убеждения.

Харьковский майдан вместил ровно столько идеалистов, сколько было необходимо для того, чтобы почувствовать – мы есть. И неважно, как проголосовал Харьков. Особенный это город, и люди в нем особенные. Да, почти 70% голосов Харьков «подарил» Януковичу, но именно в нашем городе был самый горячий прием революционного «Автопоезда дружбы». Харьков «подарил» Украине Кушнарева, и именно напротив окон его кабинета бушевал 70-тысячный оранжевый майдан, а это, поверьте, немало.

И вот в этом особенном городе, может быть, впервые за его постсоветскую историю появились и проявились убеждения и принципы. В этом городе, в котором Ющенко не победил, как ни в каком другом городе Украины, убеждения и принципы надо защищать.

Поэтому я пошел во власть и на очередной риск. Только рискую я в этот раз чем-то большим, чем бизнес и жизнь, - убеждениями и идеалами. Если я не смогу их защитить, я могу их утратить. И для меня это будет самая колоссальная потеря.




ЧТО ДЕЛАТЬ
(полемические заметки, основанные на убеждениях)

В названии статьи по весьма веским причинам опущен вопросительный знак. Видимо, впервые в своей истории украинское правительство, действительно, знает, что делать. И более того, знает, как делать, знает, с кем. Это принципиальный момент: ранее власть ограничивалась сугубо материалистическим подходом к извечному вопросу. Что делать? – делать ВВП, развивать промышленность, поднимать пенсии, повышать конкурентоспособность… И вот новый подход, в чем-то идеалистический, в котором на первом месте не цифры и проценты, а Люди. Впервые Идея оттесняет материальные блага, но для того, чтобы показать: материальные ценности появятся, но вначале должны появиться ценности человеческие, духовные. Совесть, свобода, вера.

В новой программе правительства речь идет не о том, что делать правительству, а о том, что делать всему народу, всей стране. Во что поверить, что беречь, с чем бороться. И из этого нового понимания «что делать всем» родилась еще не национальная идея, но ее предтеча – философия жизни. И более того, оказалось, что идеи правительства не настолько утопичны и далеки. Что не только обычные люди, но и сама власть – депутаты, чиновники – истосковались по такой философии.

На какой-то миг вся страна осознала, что у нее есть исторический шанс.

Я пишу эти строки, и память подбрасывает охапку исторических аналогий: перегибы на местах, головокружение от успехов, уклонение от курса… Неужели, действительно, мы всего лишь повторяем пресловутую спираль общественного развития, но на более высоком уровне? Неужели, основываясь на этих аналогиях, можно с известной долей точности и с неприятным холодком внутри довольно точно просчитать ожидаемый нас результат?

…В который раз я очерчиваю круг стоящих перед собой вопросов. Это не просто перечень назначений, совещаний, распоряжений. Для меня это (пока!) замкнутый круг личного отношения к власти. И когда я разорву этот круг – появится та самая спираль развития.

Идеология. Организация. Культура. Именно это триада доминирует в моих размышлениях. Это те самые три кита, на которых должна держаться хорошая власть. Все остальное – второстепенно. Это я знаю абсолютно точно, как менеджер, как финансист, как политик.

Идеология. Организация. Культура. Все остальное – приложится.

ИДЕОЛОГИЯ

Общество, по определению, воспринимает любую идеологию.

Идеологический принцип прежней власти был кощунственно прост: внешний морок для народа и внутренняя преданность существовавшему режиму. Достаточно ознакомиться с любым докладом или выступлением любой экспропрезидентской партии, чтобы увидеть, как идеология замещается демагогией и вербальной профанацией.

Как ведет себя в данной ситуации общество?

Оно воспринимает эту демагогию, понимает, что это профанация, но не принимает ни того, ни другого. В обществе начинает формироваться другая, народная идеология. Но столкновения идеологии народной и псевдоидеологии государственной может и не произойти, и тогда болезнь протекает в скрытой форме – в форме двойной морали и двойных стандартов.

За последнее десятилетие мы в полной мере ощутили на себе аморальность власти и пустоту высокопарных слов. Общество получило в качестве тотального заболевания бездуховность и неверие, социальную депрессию и разврат безнаказанности.

При этом власть не гнушалась абсолютно безнравственных приемов: показушного страдания «за народ», публичного вероисповедания (с обязательным эфиром в вечерних новостях), разглагольствований на тему «культурного и интеллектуального потенциала» … Это и есть морок.

А преданность, даже так – Преданность Режиму – это, действительно, идеологическая суть прошлой власти. Но где сказано, что высочайшая цель работы чиновников – служение Президенту и его администрации? Это было продиктовано идеологией самого экспрезидента – циничного, неграмотного, мелкого по своей сути. Экспрезидент был даже не президентом, а генеральным директором Украины. О какой самостоятельности региональных директоров можно говорить!

С чего начать? Думаю, с уничтожения двойных стандартов.

Видимо, каждый внутри себя определяет предельно допустимую концентрацию двуличия. Не хочу быть морализатором: у любого из нас есть несколько «я», и глубоко обманывается или обманывает других тот, кто утверждает, что он одинаков всегда, со всеми и везде. Мы разные – дома, на службе, в одиночестве… Но где эта грань между честным и получестным, искренним и почти искренним?

Вечный вопрос – насколько сильно маска приспособленца, конформиста, просто «своего парня» прилипает, прирастает к нашему истинному лицу. Не потому ли просил, требовал, убеждал Чехов «выдавливать по капле раба»…

Да, у нас плохая генетика: несколько десятилетий лицемерия и двуличия не прошли даром. Искусство перевоплощения с диссидента на кухне в передовика на производстве, как и любое искусство, требовало жертв. И главная жертва была – раздвоение или еще страшнее – расслоение личности.

С одной стороны, спасаясь от этого недуга, с другой стороны, только усугубляя процесс, общество всегда старается выстроить внутри себя некоторые принципы, барьеры, стандарты. И здесь поджидает самая главная опасность. Общество вдруг обнаруживает, что есть принципы и «принципы», стандарты и «стандарты». Как буриданов осел, общество мечется из стороны в сторону и находит успокоение в весьма, оказывается, несложном занятии – служении двум госпожам: госпоже совести и госпоже действительности. Они почти никогда не дружат между собой, и от того страшней их несовместимость.

Так вот, двойные стандарты, это и есть те две вершины нашего бытия – совесть и действительность. А между ними - пропасть, в которой неизбежно окажется и человек, и общество, и государство. И панацея может быть одна – вера. И борьба с коррупцией вторична по отношению к борьбе за веру, ибо она (коррупция) – следствие неверия и этих двойных стандартов.

Как же их уничтожить эти двойные стандарты? Не в рамках газетной статьи, а в жизни. Наверное, каждый выберет свой путь самоочищения, а государство здесь может выполнить одну, вовсе даже не государственную функцию – не мешать человеку быть самим собой, не принуждать его маршировать в ногу, помня, что он может слышать совсем другой марш.

И здесь же подчеркну: моральность идеологии – это и агрессивные меры в том числе. Власть должна оградить общество от безнравственных или социально вредных явлений: низкопробных радиоформатов, сомнительной рекламы, игральных автоматов возле школ…

И никаких отговорок, что «всё решает рынок»! Общество пока не в состоянии определить, что такое хорошо и что такое плохо. Нравственная планка общества – в отрицательной плоскости: между «Плейбоем» и Достоевским выбор всегда будет в пользу первого. Власть должна взять на себя миссию морализации общества.

Как? – задаю вопрос самому себе. И буду нечестен, если скажу, что знаю решение. Я совершенно ясно понимаю, что украинскому обществу недостаточно одного морального Президента. Все его старания будут предельно быстро уничтожены одним аморальным чиновником, который в восприятии человека тоже ВЛАСТЬ. И тем страшнее будет результат: оказывается, ничего не изменилось, Президент говорит одно, а в действительности – другое! И вновь заколышется тень самого злого супостата – двойных стандартов.

Я не знаю, как морализовать общество, если вначале не морализовать саму власть.

ОРГАНИЗАЦИЯ

Суть организационной деятельности в чистом виде – это баланс между задачами и возможностями. В случае невозможности решения задачи прошлой властью применялся административный метод – давление, приказ, принуждение и т.д. Понятно, что система никогда в таком случае эффективно работать не будет. Более того, любой топ-менеджер никогда не будет применять такие методы, так как они смертельно опасны и для поставленных задач и для собственных возможностей. Но в этом то и была особенность бывших власть предержащих – в полном отсутствии грамотного менеджмента. По сути, управленцы (подчеркиваю – управленцы, а не аппаратчики) прошлой власти были и не нужны. Ведь главная цель была диаметрально противоположной – любой ценой решать задачи из Киева.

Знаю, как человек, занимавшийся бизнесом, какая кропотливая работа - отыскать честных, инициативных, увлеченных работников. Для себя давно вывел правило – «Легче убедить, чем переубеждать». В бизнесе это правило не подводило, а вот в политике у него оказалось много исключений. Вроде бы и понятно – в политику идут люди убежденные, так что «коса на камень» здесь дело обычное. С другой стороны, часто чувствуешь, что это не совсем и убеждения, а, скорее – амбиции. И их уровень зачастую не соответствует возможности их воплощения.

Вот этот дисбаланс «желания – возможности», «возможности – задачи» для меня является сейчас самым ощутимым. И если в бизнесе одним из мощных инструментов «балансировки» являлась оплата труда, то в нынешней ситуации руки не только без инструмента, но еще и связаны.

Как можно требовать и убеждать, если в аппаратных коридорах витает дух тех же самых двойных стандартов?! Ну не сможет чиновник прожить на несколько сот гривен. А если живет, значит нечист. А если чист, то как можно от него требовать большего, каждый раз апеллируя только к сознательности.

Организация, не сплоченная идеей, нежизнеспособна. Организация, сплоченная идеей, но не имеющая материального фундамента, нежизнеспособна вдвойне – и как организация соратников, и как носитель идей.

Эти постулаты помогают мне избавиться от многих иллюзий в повседневной работе. Я хочу видеть в своем окружении прагматичных, цепких, самодостаточных руководителей. Их эффективная работа – это производная от тех условий, которые им будут созданы. Не пресловутые «блага», а именно нормальные, высокопродуктивные условия труда. И высокая зарплата.

Моя состоятельность – это иммунитет против злоупотреблений и казнокрадства. Мне легче, я не испытываю финансовых затруднений. Но как быть тем, кто не хочет воровать и злоупотреблять во власти? По-прежнему искушать их порядочность и спекулировать на сознательности?!

Я утверждаю: чиновник может быть честным. Я прошу правительство помочь чиновникам. Я убежден, что испытание большой зарплатой – это самое нравственное испытание. И тогда мы не будем говорить о некоей парадигме – «моральности чиновников», мы просто будем пожинать плоды этой морали.


КУЛЬТУРА

Если бы передо мной стояла задача очертить образ современного культурного человека, получился бы следующий эскиз.

Не только воспитанный, но и раскрепощенный.
Грамотно говорит, пишет, но еще важнее – грамотно думает.
Свободный в выражении своих чувств и одновременно совестливый.
Принципиальный в убеждениях и либеральный в партнерстве.

Мы зачастую подменяем понятие «культурности» разными производными – образованностью, вежливостью и т.д. А культура – это все-таки (да простят мне инженеризм!) многопараметрическое явление. Но не собирательное, по принципу винегрета, а глубоко гармоничное и естественное. Если я вижу гармоничную личность, я не сомневаюсь, что она является и личностью культурной.

Я хочу приблизить к себе именно таких людей, собрать их в свою команду. И этим самым показать обществу и, прежде всего, отчаявшейся его части, что культура есть и может быть. И не надо заунывно твердить: «Вот был я в Прибалтике (Польше, Болгарии, Турции…), вот там – культура…»

Что вам, точнее – нам, мешает так же говорить о себе? Или, может быть, для этого нужен Указ Президента «О культуре»?

…Говорили древние «начни с себя» и правильно говорили. Моему сыну – 16, я вряд ли стану для него идеалом, а вот примером, как говорится, достойным подражания, мне бы стать хотелось. Видимо, в глобальном смысле, именно с примеров культурного поведения и начинается культурная нация. Цивилизация давным-давно доказала непреложную истину: мало иметь культурные традиции и памятники культуры, надо иметь культуру жизни. Нам предстоит обучиться одной из самых непростых наук – культуре жить. А не только вежливо общаться, соблюдать этикет и носить галстук. Культура жизни – это, прежде всего радость, что ты поступаешь правильно. А что значит «поступать правильно», как бы мы не лукавили, на самом деле, нам хорошо известно.

Мы зачастую просто стыдимся поступать правильно. У нас поразительно гипертрофированное чувство стыда. Стыдно не переходить дорогу на красный свет, когда все переходят. Стыдно поздороваться, входя в магазин (а в Польше здороваются! Там же культура!) Стыдно сделать замечание матерящимся подросткам. Стыдно жить по средствам. Стыдно, находясь во власти, «не решать вопросы». Отсюда недалеко и до глобального диагноза – стыдно жить честно.

Есть первый шаг к исцелению – понимание, что стыдно жить нечестно. Но я бы его рассматривал, как полумеру: продолжать жить нечестно и стыдиться этого, а еще хуже – находить оправдание.

Мне ближе другая установка – не стыдно жить честно, правильно. Это – платформа для построения культуры, основа культурной жизни и культурной страны.

Я не боюсь обвинений в высокопарности своих суждений. Реальная жизнь частенько устраивает контрастный душ, в котором сменяют друг друга пафос и цинизм, слезы радости и слезы бессилия. Я боюсь привыкнуть к этому контрасту. Но пока замирает душа от очередного жизненного душа, я понимаю, что всё нормально. Я буду переживать и волноваться, радоваться и сожалеть. И с глубоким цинизмом отвечать циникам.

И будет не стыдно за сказанное и сделанное.

* * *
(вместо эпилога)

…Власть портит людей, делает властителей одинокими, выгоняет их на паперть общественного доверия и молча хоронит, как неудачливых построителей благоденствия. Мрачно? Но, с другой стороны, власть дает ту самую шагреневую кожу возможности повлиять. Не повлиять, как поучаствовать, а повлиять, как изменить. И плох тот политик, кто сомневается в своих стремлениях изменить мир к лучшему. И глубокая истина в том, что власть подвластна обществу.

Власть – это условие, это поле возможностей. Общество – это реализация условий, работа на этом поле. И если мы выбрали правильную власть, то остается только одно – работать. Стиснув зубы и не тратя время на пустопорожнюю болтовню: а то ли мы делаем? а что-то не стало лучше? а где же обещанные горы золотые?

Будут и горы, станет и лучше. Только надо все время помнить, что мы лишь в начале туннеля, в конце которого виден свет. Я лично уже усвоил и коллег своих просветил: туннель неудобный, узкий, а главное – длинный.

И если начинается ропот среди сподвижников (редко, но случается), напоминаю слова одного американского политика. Он очень остроумно то ли спросил, то ли подсказал: «Либо вы - часть решения, либо вы - часть проблемы».

* * *

Более тридцати лет назад Александр Солженицын, обращаясь к писателям всего мира в своей «Нобелевской лекции», говорил о предназначении литературы и искусства. Говорил о неимоверно тяжком испытании, выпавшем на человечество, - лжи и насилии. Вот его слова: «Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом… Между ними самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрываться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием».

Поразительно точная характеристика: насилие - метод, ложь – принцип! Приложив этот постулат к любой вызванной из нашей памяти конфликтной ситуации, можно только сожалеть, что общество каждый раз было не готово к сражению с этим двуликим чудищем.

Великий писатель произносит волшебное и очень земное заклинание, говорит, что делать: «И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!..Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь! А едва будет развеяна ложь, - отвратительно откроется нагота насилия – и насилие дряхлое падёт».

Пусть каждый поймет магию этих слов.
Пусть каждый определит себя: как простого мужественного человека или как художника.
Пусть каждый больше не задается вопросом, а утвердится в понимании что ему делать.

А власти остается только одна, но колоссальная задача: крепко держать в руках этот компас, стрелка которого, кажется, впервые за много лет показывает на «правду». Тяжело, больно, неудобно, непривычно держать – а что делать!?

13.06.2005 г.

ВИНО ПРЕВРАЩАЕМ В БЕРЦЫ! ВТОРОЙ ЭТАП

Итоги первого этапа акции: мы получили 4 010 880 грн благотворительных взносов, плюс зарезервированные, но пока не оплаченные лоты. Заказана первая партия зимних тактических берцев, поставка ожидается через 20 дней...

Подпиши петицию! Азов – сталь!

То, что происходит в Мариуполе – трагедия! Не только для Украины🇺🇦 – для всего мира! Множество людей сейчас работают над тем, чтобы Генеральная Ассамблея ООН провела экстренное заседание и были созданы условия для того, чтобы всех вывезти из Мариуполя...

Алиса

Это видео прислали из осажденного Мариуполя – это Алиса, ей 4 года, 50 дней из которых она живет вместе с мамой в бункере на территории завода "Азовсталь" под круглосуточными бомбежками...

Стратегия активной обороны. Держаться!

В последние дни широко обсуждается грядущая "решительная битва" за Донбасс. Но правда в том, что она – эта баталия – идет уже несколько дней, идет жесткое противостояние двух армий – орки давят, наша армия сопротивляется, сдерживает орду...

ТРИ ПОРАЖЕНИЯ ПУТИНА

День за днем... Война становится привычной. Мы уже не так остро реагируем на происходящий вокруг кошмар. Научились справляться. Мы даже научились немного спать по ночам...

ХАРЬКОВ!

Отстояли в 2014. Если придется – отстоим и сейчас! Осторожнее со словами, господин Президент. Это не сериал и не спектакль. Не нужно бросаться словами...