''...ликвидация указанных лиц проводилась на основании Постановления ЦК КПСС''
Это случилось не 10 лет назад, когда в Харькове открывали украинско-польский Мемориал расстрелянным польским офицерам, не 2 ноября этого года, когда в польский День памяти к нам приехала представительная делегация из Варшавы во главе с спикером парламента. Это произошло пару дней назад.
Пожилой человек, имевший отношение к тому еще КГБ, принес мне страшные документы из "польского" архива КГБ. Самого архива у нас в стране уже нет, он был полностью вывезен в Москву. Но человек, работавший с ним, сделал копии некоторых документов. Зачем он это сделал? Почему отдал мне сейчас? Не знаю.
Может быть перестал бояться?...
Вот эти копии.
А вот тексты этих документов (синтаксис и орфография оригинала сохранена).
Совершенно секретно
Товарищу Хрущеву Н.С.
В Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР с 1940 года хранятся учетные дела и другие материалы на расстрелянных в том же году пленных и интернированных офицеров, жандармов, полицейских, осадников, помещиков и т.п. лиц бывшей буржуазной Польши. Всего по решениям специальной тройки НКВД СССР было расстреляно 21.857 человек из них: в Котынском лесу (Смоленская область) 4.421 человек, в Старобельском лагере близ Харькова 3.820 человек, в Осташковском лагере (Калининская область) 6.311 человек и 7.305 человек были расстреляны в других лагерях в других лагерях и тюрьмах Западной Украины и Западной Белоруссии.
Вся операция по ликвидации указанных лиц проводилась на основании Постановления ЦК КПСС от 5-го марта 1940 года. Все они были осуждены к высшей мере наказания по учетным делам заведенным на них как на военнопленных и интернированных в 1939 году.
С момента проведения названной операции, т. е. с 1940 года никаких справок по этим делам ни кому не выдавалось и все дела в количестве 21.857 хранятся в опечатанном помещении.
Для Советских органов все эти дела не представляют ни оперативного интереса, ни исторической ценности. Вряд ли они могут представлять действительный интерес для наших польских друзей. Наоборот какая-нибудь непредвиденная случайность может привести к расконспирации проведенной операции, со всеми нежелательными для нашего государства последствиями. Тем более, что в отношении расстрелянных в Котынском лесу существует официальная версия, подтверждающая произведенным по инициативе Советских органов власти в 1944 году расследованием Комиссии именовавшейся: "Специальная комиссия по установлению и расследованию расстрела немецко-фашистскими захватчиками в Котынском лесу военнопленных польских офицеров".
Согласно выводам этой комиссии все ликвидированные там поляки считаются уничтоженными немецкими оккупантами. Материалы расследования в тот период широко освещались в Советской и зарубежной печати. Выводы комиссии прочно укрепились в международном общественном мнении.
Исходя из изложенного представляется целесообразным уничтожить все учетные дела на лиц расстрелянных в 1940 году по названной выше операции.
Для исполнения могущих быть запросов по линии ЦК КПСС или Советского правительства можно оставить протоколы заседаний тройки НКВД СССР, которая осудила указанных лиц к расстрелу и акты о приведении в исполнение решений троек. По объему эти документы незначительны и хранить их можно в особой папке.
Проект постановления ЦК КПСС прилагается
Председатель Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР
А. Шелепин
"3" марта 1959 года
***
Проект
Совершенно секретно
Постановление Президиума ЦК КПСС
от _________________ 1959 года
Разрешить Комитету Государственной Безопасности при Совете Министров СССР ликвидировать все дела по операции проведенной в соответствии с Постановлением ЦК КПСС от 5-го марта 1940 года, кроме протоколов заседаний тройки НКВД СССР.
**********************************************************************************************
Я не знаю, кто эта женщина у одной из могил Мемориала. Фотография сделана в Харькове, 2 ноября 2008 года – в польский День памяти. Но мне кажется, что она многое добавляет к опубликованным документам.
Со временем обнаруживается все больше и больше документов, проливающих свет на сущность тоталитарного режима тех лет. И чем больше времени отдаляет нас от тех страшных событий, тем больший шок они вызывают.
И я все больше и больше соглашаюсь с теми, кто считает, что нам пора перестать бояться. Пора набраться смелости и провести публичный процесс, типа Нюрнбергского. Открыть архивы и обнародовать все документы, дать правовую оценку тоталитарному коммунистическому режиму, сказать правду о своей истории. Для себя и своих потомков.
Я считаю, что пора. А вы?
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.