ВОЙНА ЗА ИМПЕРИЮ
ЗА ЧТО ВОЮЕТ РОССИЯ? Часть 2
Империя есть способ организации экспансивного единства социального пространства. Империя есть всегда попытка создания цивилизации, и очень редко в истории это удачная попытка. Самые удачные попытки цивилизаций это Хетты (более 1 тыс. лет), Древний Египет (4 тыс. лет), Ассирия (2 тыс. лет) и Рим (более 1000 лет), менее удачные – Персия, империя Александра Великого, Китай, Арабский Халифат, Франкия (империя Карла Великого), Византия, Священная Римская Империя, Монгольская империя, Османская империя, Испанская империя и Российская империя, Британская империя. Не все из этих попыток цивилизаций были империями. Из них наиболее удачными цивилизациями были империи – Китай, Рим, Испанская империя, Российская империя, Британская Империя.
Древняя Греция, сосредоточившись на внутреннем развитии человека, дала такие достижения, что на них фактически основывается вся европейская, шире западная и шире человеческая цивилизация. А территориальная экспансия в лице Александра Македонского стала провальной для древнегреческой цивилизации. Однако Римская империя, сосредоточившись на разработке технологий социального, правового и военного нормирования территориальной экспансии, добилась иначе значимых успехов. Вся цивилизация стоит сегодня на гуманитарных достижениях Древней Греции и управленчески-правовых достижениях Древнего Рима.
В истории России тоже заметен этот выбор – когда государство сосредотачивалось на внутреннем развитии человека (как Древняя Греция), оно получало достижения долговременного влияния, когда государство производило технологическую экспансию (как Древний Рим), оно получало приращение территории и ресурсов, которые становились проклятием для внутреннего развития, потому как расхолаживали социальную энергетику внутреннего развития.
Из различных высказываний современных российских политиков можно сделать вывод, что сегодня Россия пытается восстановить царско-советскую империю в ее основных признаках: восстановление колониальной территории бывшей российской империи и СССР, государственническая идея, объединяющие идеалы (православие, марксизм), сильная армия и полиция, жесткая единоличная власть, высокая лояльность населения, экспансионистская внешняя политика.
Насколько вообще возможно возвращение российской империи?
В 2013 году лидеры Белоруссии и Казахстана сообщили, что они не имеют планов создания Евразийского Союза. Еще раньше это сделала Украина. Поэтому Новая Российская Империя в организационном плане это пока виртуальный проект. Но есть ли идеи такого образования? Ведь империя это не только государственническая идея (единство самодержавия и народности), но и идеалы, которые ее объединяют, будь то "православие" или "марксизм-ленинизм".
Чтобы не признавать, что таких объединяющих идеалов нет, российские лидеры говорят уклончиво.
В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года В.В.Путин заявил: "Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились".
Необходимость "духовных скреп" – свидетельство глубокого духовного кризиса России. Цикл книг "Проект Россия" вряд ли может рассматривать в качестве "духовных скреп", поскольку эти идеи по большому счету российская интеллигенция так и не приняла. "Духовные скрепы" создает элита (интеллектуальная и духовная). Однако ни церковь, ни интеллектуалы это сделать не смогли.
Духовность не может создаваться в качестве государственной функции единства страны – в этом смысле она всегда будет ненастоящей, неискренней, некачественной. Принятие архаичных подходов или узконационального видения неизбежно повлечет интеллигентский бунт. Духовность должна вырастать из позитивного мировоззрения – мира для всех, а не "русского мира"; нового всякого человека, а не человека архаично-православного; из перспективы для всего человечества, а не только из перспективы для России.
Как же без "духовных скреп" внутри России можно вообще проводить территориальную экспансию?
Империю можно построить силой. Но сохранить империю можно лишь идеями цивилизационного уровня (за которые ее жители готовы жертвовать своими жизнями). Вспомните Александра Македонского и его безыдейное завоевание – ненадолго империя пережила своего завоевателя и создателя.
Старая идея российской империи сегодня выглядит так – фундаменталистское православие, прикрытое декоративной демократией самодержавие и получающая крошки от продажи самодержавными торговцами ископаемых ресурсов народность. Возникает проблема – как возродить экспансионистское единство России, если старая государственническая идея не работает. И нынешнее государство обратилось к старому имперскому опыту.
Начальник политической полиции России при Николае I граф Александр Бенкендорф говорил: "Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать". Это демонстрация гиперидентичности, то есть самовосхваления и комплекса превосходства, постоянно порождающих великодержавный шовинизм. Нынешнее самовосхваление и комплекс превосходства России порождает чудовищный мировой конфликт.
Российская империя в этом смысле отличалась от всех других известных из истории империй. В своей статье "После империи" С.А.Никольский так описывает специфику российской империи: 1) Максимизация территории, по отношению к которой населяющие их народы вторичны; 2) Изоляция от внешнего объявляющегося враждебным мира, самодостаточность; наличие в массовом самосознании сверхидеи (православие, "Третий Рим", пролетарский интернационализм); 3) Самодержавный произвол императора-вождя (наместника Бога на земле, "отца народов", генерального секретаря); 4) Слабая гражданственность, поскольку право есть инструмент воли самодержца и государственной бюрократии, что порождает личное бесправие – холопство; 5) Личность ("единица – ноль") – мелкая деталь государства, которое гомогенизирует население, воспроизводя подданных.
К этой специфике российской империи, указанной Никольским, можно добавить: 6) Небывалый размах воровства и коррупции, поскольку российская империя строится на наличии даровых ресурсов на своей территории, которые пытается монополизировать самодержец и его окружение, но на которые претендуют также неприближенные к самодержцу купцы. Это воровство и коррупцию можно ограничить лишь путем тотального контроля и репрессий власти в ситуации мобилизации под воздействием сверхидеи, как это было при Сталине в СССР, исповедовавшем универсальную идею коммуно-социализма.
Еще одно новое – 7) идейная экспансия путем неоколониализма. Сверхидея империи (ее идеалы) – универсальный смысл империи, который позволяет мириться с тем злом, которое видят и осознают жители империи. Сверхидея это способ специфического расширения империи (неоколониализм), когда государства, политически не входя в состав империя, оказываются в сфере ее влияния и лоббируют ее интересы. Сверхидея это такая мировая идея, которую могут принять все страны, независимо от языка и религии. Марксизм, фашизм и либерализм являются такими идеями. Православие и "русский мир" – не являются такими идеями. По мнению Дугина такой универсальной идеей, которая может составить конкуренцию эти трем, является идея Четвертой политической теории. И об этом мы поговорим отдельно.
СССР подхватывает и видоизменяет все специфические признаки Российской империи – 1) присоединение некоторых новых территорий; 2) "Железный занавес" и внедрения идеи о самодостаточности СССР в противовес Западу ("биполярный мир"); 3) Культ личности Сталина, волюнтаризм Хрущева, превознесение заслуг Брежнева; 4) Пренебрежение к праву даже перед лицом диссидентов от прав человека; 5) Тоталитаризм и подавление личных свобод через гомогенизацию (трехчленка "рабочие и крестьяне с прослойкой интеллигенции"): 6) подавление воровства и коррупция во время Сталина и возвращение их во время Брежнева; 7) неоколониализм, то есть распространение идейного и правового влияния за пределы территории империи (концепция ограниченного суверенитета Брежнева).
В СССР вместо православия был предложен марксизм, где роль вождя страны выполнял марксистский святой (вождь социализма). Великодержавный шовинизм русских в СССР воспроизводился постоянно, хотя их нетерпимость к национальным проявлениям государственности и культуры других народов была компенсирована в марксисткой доктрине пролетарским интернационализмом, где национальное содержание уравновешивалось "ленинской национальной политикой", то есть предоставлением льгот для неразвитых народов.
Принципиально новое в идее СССР это работа с перспективой – "свободная и счастливая жизнь", идея "светлого завтра". Тем самым выполнялась главная имперская задача СССР: гарантия населяющим его народам стабильности в ориентации на будущее – "уверенность в завтрашнем дне". При этом СССР легализовал социальный отбор для имперской лояльности – чистки (репрессии) для достижения идеологической терпимости к большевистской власти. Вторая инновация – "дружба между народами", позволяющая создавать новую историческую общность – "советский народ". Эта историческая общность при распаде СССР вернулась к более простым и понятным основаниям – к идее национальных государств.
Если задать самый важный вопрос "почему развалился СССР?", можно получить множество ответов: (гео-) политических, (гео-) экономических, (гео-) культурных и социальных. Однако нас интересует именно цивилизационный ответ на вопрос "почему цивилизация СССР не состоялась?". С точки зрения цивилизационной антропологии, причина лишь одна – ошибка в системе долгосрочных мотиваций.
Эти долгосрочные мотивации были впервые зафиксированы в "Моральном кодексе строителя коммунизма". В тексте этого кодекса из 12 тезисов в 4 тезисах прямо упоминается "нетерпимость", а в одном тезисе упоминается наличие "врагов". Историческая общность, мотивации которой содержат определения "нетерпимости" и "врагов", длительного исторического будущего не имеет. С точки зрения цивилизационной антропологии, такие определения блокируют позитивную социальную энергию, ориентируют часть этой социальной энергии на противостояние и разрушение. Общество, часть энергии которого идет на противостояние и разрушение, не имеет цивилизационного будущего.
Важнейший вывод из опыта советской империи – идеология не меняет политической культуры и ментальности народа. Что бы ни делала Россия, какие бы идеалы не принимала ("православие", "марксизм-ленинизм"), у нее получается лишь империя.
Однако наступает момент в человеческой истории, когда империя в принципе не может быть создана – издержки создания империи становятся несовместимыми с ее существованием. История отметает империи за счет усложнения способов единства народов – единство становится нетерриториальным (топологически – сетевым). Цена возрождения Российской империи сегодня – архаизация массового сознания в России, уничтожение интеллектуалов-гуманитариев в России, война России против остального мира. В принципе, это выбор России, но она же будет постоянно создавать проблемы не только странам-соседям, но и всему миру. А они соответственно будут создавать проблемы ей.
Если для империи нет сильных идей, способных обеспечить ее долгосрочное существование и развитие, то остается единственная причина, цель и основание империи – "империя это император". Сегодняшняя Россия в своих имперских притязаниях должна себе признаться, что Путин и есть идея российской империи. В предельно бесстыжем и циничном виде это выразил Александр Дугин: "Противников путинского курса больше нет, а если и есть, то это психически больные и их нужно отправить на диспансеризацию. Путин – везде, Путин – все, Путин абсолютен, Путин незаменим." (17 сентября 2008 года, прием газеты "Известия").
Нынешняя российская власть не просто имперская, она самодержавная. Самодержавие это самое опасное, низменное и беспросветное в российской империи. Самодержавие отравляет душу, ожесточает сердце и туманит разум. Даже те, кто любили империю, часто ненавидели самодержавие.
Сегодня в России возобладал царско-советский реваншизм, который явно и очевидно стал основанием единства России 18 марта 2014 года, когда в своей Крымской речи Путин сказал: "То, что казалось невероятным, к сожалению, стало реальностью. СССР распался. События развивались столь стремительно, что мало кто из граждан понимал весь драматизм происходивших тогда событий и их последствий. Многие люди и в России, и на Украине, да и в других республиках надеялись, что возникшее тогда Содружество Независимых Государств станет новой формой общей государственности. Ведь им обещали и общую валюту, и единое экономическое пространство, и общие вооружённые силы, но всё это осталось только обещаниями, а большой страны не стало. И когда Крым вдруг оказался уже в другом государстве, вот тогда уже Россия почувствовала, что её даже не просто обокрали, а ограбили". Символом реваншизма в России теперь стал симулякр "Крым наш!".
В России происходит не просто империализация, а ретроимпериализация.
Реваншизм есть борьба за перспективу прошлого, а не за перспективу будущего. Реваншизм ориентирует человека на прошлое, в представлениях прошлого и в идеях прошлого. А настоящее воспринимается как подготовка к предстоящему триумфу в представлениях и идеях прошлого. Реваншист всегда отыгрывается. Отыгрыш всегда ограничен проигранным. Отыгрывающийся не свободный игрок, он хочет лишь вернуть проигранное. Реванш всегда проигрышен, даже если позволяет отыграть больше. Для настоящей победы же нужно играть, а не отыгрываться.
Что значит играть для России? Играть для России означает не ограничиваться территорией бывшей империи. Это означает создавать проект целого мира, делая Россию источником и средством такого миропроекта. То есть отнестись к России как к конструктивной модели нового мира. В такой картине, или правильнее сказать, конструкции мира, Россия сама должна превратиться в конструктивную модель.
При размышлении над возможностью создания "духовных скреп", мы неизбежно получим проблему – чтобы нечто скреплять "духовными скрепами", нужно вначале понять, что именно мы должны скреплять и зачем нам это нужно. Иначе говоря, как говаривал Ленин, чтобы объединиться, нужно размежеваться. Для духовных скреп в самой России, нужно осознать раскол человечества, а не раскол России, ибо это один и тот же раскол.
России как обществу нужен раскол. Лишь раскол сможет обнаружить новые типы связности, которые со временем общество простроит внутри себя. Никакое национальное государство у России в принципе не может получиться, даже если под этим понимать не этнически русское, а политико-национальное российское государство, потому как это и будет та же империя. Лишь этнический и территориальный раскол может привести к некоторой новой связности России. Причем, заметьте, речь не идет о призыве к политическому государственному расколу и образованию новых государств – речь идет об общественном размежевании внутри государства.
Чтобы понять сегодняшние идеи связности России, нужно оценить те идеи, которые российские интеллектуалы пытаются продвигать в Росси. Это идея религии, идея пространства, идея языково-культурного единства и идея времени, то есть православие, евразийство, "русский мир" и архаизация. Именно за эти идеи ведет войну Россия, именно они заслуживают разговора.
Часть 3 "Война за православие", часть 4 "Война за евразийство", часть 5 "Война за Русский мир". Полный текст, включающий вступление, часть 1 "Типология войны, которую ведет Россия", часть 6 "Война за архаизацию" и заключение, опубликован в Интернет-издании "Хвиля".