Вырезано цензурой
Кажется, кризис парализовал не только финансовую систему страны, но и волю управляющих этой системой.
Пока руководящий Национальным банком Владимир Стельмах находится в отпуске и отдыхает в Австрии, пресс-служба центробанка занялась цензурой в ответ на критику, которой подвергаются действия Национального банка на валютном и денежно-кредитном рынке в СМИ.
Не знаю, закрутили ли Владимира Семеновича венские красотки или же это местный воздух оказал такое благотворное действие на главного банкира страны, но в его отсутствие пресс-служба Нацбанка не пригласила на пресс-брифинг и.о. главы НБУ Анатолия Шаповалова ни одно деловое печатное издание. Как объяснил нам куратор пресс-службы Нацбанка Сергей Круглик, приглашены были только информационные агентства. По его версии – для оперативности подачи информации.
По нашей – из-за нежелания руководства Нацбанка отвечать на острые вопросы газетчиков, которые в своих публикациях могут позволить себе не только сухую констатацию цитат чиновников, но и аналитические выкладки, и – что еще хуже для нынешних руководителей НБУ – критику и комментарии участников рынка. Надо сказать, что именно критика в последнее время вызывает самые негативные эмоции у чиновников Национального банка, поэтому они готовы пойти на все, чтобы количество этой критики снизить.
Правда, они идут совсем не тем путем, которым следовало бы двигаться. Вместо того чтобы чаще выходить к прессе и объяснять свои действия, чиновники избирают молчание, введение темников и презрение права прессы на равный доступ к информации. Позволю себе напомнить, что темники и пресс-пулы избранных изданий появляются в обществе только в двух случаях: либо когда политический режим становится авторитарным, либо когда политический режим впадает в маразм. Надо сказать, что наблюдения за происходящим в украинском политикуме не дают мне причин подозревать, что во власти появился какой-либо твердый стержень.
Зато признаков маразма в украинской политике – предостаточно. Очень не хотелось бы думать, что общее слабоумие власти добралось и до Национального банка. Потому что до последнего времени это учреждение оставалось чуть ли не единственным островком здравого смысла в хаосе политического беспредела. Да, НБУ осуществил ряд невнятных и часто спорных действий на валютном и денежно-кредитном рынке. Однако у Нацбанка, руководимого Владимиром Семеновичем, есть и одно неоспоримое преимущество – он умеет говорить нет на откровенно авантюрные требования правительства включить печатный станок для выполнения социальных обязательств бюджета.
Именно благодаря этой позиции большинство журналистов все еще поддерживают действующее руководство Национального банка и стараются быть объективными в своей критике. Очень не хотелось бы, чтобы этот последний оплот поддержки Нацбанка в обществе был уничтожен глупым и совсем ненужным противостоянием с прессой. Хотя, право выбирать политику по отношению к ней – полностью во власти Нацбанка. Поэтому не нужно потом пенять на журналистов "за отсутствие поддержки"