Власть, которая нас не любит
Желание премьер-министра Николая Азарова вернуть российскому Трансмашхолдингу почти 174 млн. грн., которые россияне потеряли из-за девальвации гривни – квинтэссенция избирательной программы Регионалов "Украина для людей". Налогоплательщики, которых буквально год назад "опрокинули" на 60% их сбережений за счет девальвации гривны, теперь должны из своего кармана компенсировать курсовые риски российскому бизнесу. Заслуживает ли такая власть любви своих подданных, и может ли такая власть называться "украинской" – решать Вам.
Критика власти – неотъемлемая составляющая признания этой власти народом. Ругающий власть гражданин просто пытается указать чиновникам на недостатки и призвать служить обществу. Он стремится сделать свою власть лучше.
Власть "регионалов" уже 2 месяца практически никто не ругает (ну, кроме нескольких неисправимых романтиков). Кто-то говорит, что причиной тому цензура, введенная Банковой. Но мне кажется, украинцы просто перестали считать региональную власть своей, родной.
Уверен, каждый украинец может обосновать собственную причину такого отношения к власти: для кого-то это лишение звания героя Шухевича и Бандеры, для кого-то это 30-летняя аренда Черноморского флота, для кого-то – консорциум по модернизации отечественной Газотранспортной системы. Благо, оснований для народной неприязни ставленники президента Януковича за два месяца создали более чем достаточно.
Лично для меня такой причиной стало решение Николая Азарова вернуть российскому Трансмашхолдингу почти 174 млн. грн., которые россияне потеряли из-за девальвации гривни в процессе покупки Лугансктепловоза.
Суть решения правительства, если объяснять на пальцах, заключается в том, чтобы компенсировать прокремлевскому олигарху Искандеру Махмудову курсовые потери: когда в 2007 году Трансмашхолдинг выиграл конкурс по приватизации Лугансктепловоза, россияне обменяли на гривны $58 млн. и, получив за них около 290 млн. грн., перечислили деньги в Фонд госимущества. Теперь же (после судебного опротестования результатов конкурса) Трансмашхолдинг не хочет забирать гривны, а требует от ФГИ $58 млн., которые по нынешнему курсу равны 464 млн. грн.
Так называемую "курсовую разницу" россиянам должен компенсировать бюджет Украины – то есть граждане-налогоплательщики. Очень мне хочется понять, с какой такой стати?
И, если уж на то пошло, то почему Николай Азаров никак не даст поручение Кабмину изыскать в бюджете деньги для компенсации курсовых разниц всем вкладчикам, которые потеряли в долларовом эквиваленте до 60% своих сбережений в гривне? Чем частный инвестор-украинец хуже иностранного холдинга, за бесценок покупающего государственное (то есть и мое, в том числе) имущество?
Наверное тем, что не имеет российской прописки и в большинстве своем не знает, где находится Европейский суд по правам человека. Потому что, видимо, только такая важная организация сможет разъяснить Николаю Яновичу, что риски в экономике должны быть одинаковыми для всех инвесторов, вне зависимости от того, кого из них власть считает "своим", а кого "чужим".