28 лютого 2021, 12:57

Рекорд Авакова

Семь лет назад (27 февраля 2014 г.) Арсен Аваков был утвержден министром внутренних дел Украины. Обязанности министра он исполнял еще с 21 февраля 2014 г., но официальное утверждение произошло именно 27 февраля, когда Верховная Рада утвердила правительство Арсения Яценюка.

Семь лет на посту министра – это абсолютный рекорд в истории независимой Украины. Предыдущим рекордсменом по непрерывному пребыванию на посту министра был также министр внутренних дел – Юрий Кравченко. Он на своем посту продержался 5 лет 8 месяцев и три недели. На почетном третьем месте – Юрий Костенко. На посту министра охраны окружающей природной среды он непрерывно проработал пять с половиной лет. Около 7 лет занимал пост министра иностранных дел Украины Анатолий Зленко, но это суммарно, т.к. на посту министра А.Зленко был дважды (в 1990-1994 гг., и в 2000-2003 гг.). Заметьте, это все министры работавшие при президентстве Л.Кучмы, а Ю.Костенко и А.Зленко работали еще и при Л.Кравчуке. Тогда "долгоиграющих" министров было больше, после 2004 г. их стало намного меньше, и большим достижением было, если кто-то продержался на посту министра более трех лет.

Арсен Аваков занимает пост министра семь лет непрерывно. При этом уникальный случай за последние 20 лет – он смог сохранить свой пост при смене главы государства. Также он пережил 5 изменений правительства, поработал при четырех разных премьер-министрах (формально даже при пяти, т.к. несколько дней исполнял обязанности министра в то время, как формально и.о. премьер-министра был С.Арбузов), при двух президентах Украины и одном и.о. Президента. В общем, беспрецедентная ситуация.

В чем же секрет политической "непотопляемости" Арсена Авакова? Отвечая на этот вопрос, надо также учитывать, что А.Аваков постоянно был под огнем критики – и при правлении П.Порошенко, и при президентстве В.Зеленского. Это только усиливает значение его "живучести" на посту министра внутренних дел.

Предложу свое объяснение этого феномена.

Во-первых, на посту министра внутренних дел Арсен Аваков всегда выполнял стабилизирующую роль, и в политическом, и в административном смысле, в разных обстоятельствах по-разному.

В первом правительстве А.Яценюка он представлял майдановскую команду, пришедшую к власти. На мой субъективный взгляд, среди всех тогдашних руководителей силовых структур ему удалось первым реанимировать (в управленческом смысле) свое ведомство. Мы как-то забыли, а я напомню, что сразу после Революции Достоинства все силовые структуры и правоохранительные ведомства были деморализованы и дезорганизованы. Прежнее руководство сбежало. Новое руководство далеко не сразу смогло взять ситуацию под свой контроль. И среднее звено, и рядовые исполнители не знали кому подчиняться, что делать. После трагических событий на Майдане все силовики боялись применять оружие. К тому же непонятно было, кто завтра будет при власти, кто кого будет судить и за что. Именно эта ситуация почти тотальной деморализации и дезорганизации силовых структур стала одной из главных причин потери Крыма почти без сопротивления, а затем и первых неудач в борьбе с сепаратистами на Донбассе.

В этой сложнейшей ситуации Аваков достаточно быстро восстановил дееспособность своего ведомства (гораздо быстрее, чем это произошло в других силовых структурах), использовал его ресурсы и организационные возможности для создания и поддержки добробатов, которые приняли на себя первый удар в борьбе с сепаратистской угрозой. Но главным его достижением тогда стала победа над пророссийскими бунтовщиками в родном Харькове. В тот момент проявилась его стабилизирующая роль в сфере национальной безопасности.

Перед парламентскими выборами 2014 г. А.Аваков стал одним из руководителей новой политической силы – "Народного фронта", который сумел добиться победы по партийным спискам на выборах в Верховную Раду. В итоге "Народный фронт" стал второй по численности фракцией в парламенте и одной из опор в коалиции парламентского большинства. Это позволило Арсену Авакову сохранить за собой пост министра внутренних дел. Думаю, что не меньшую роль в сохранении этой должности за А.Аваковым сыграла и его эффективная работа на посту руководителя МВД в драматический период весны и лета 2014 года.

В апреле 2016 г. А.Яценюк вынужден был уйти с поста Премьер-министра. Было сформировано новое правительство. Но Аваков остался во главе своего ведомства. Это было условием сохранения парламентской коалиции и участия "Народного фронта" в новом правительстве. В этих условиях глава МВД стал еще и стабилизатором парламентской коалиции, неформальным координатором министров от "Народного фронта" и противовесом влиянию Президента Порошенко. Порошенко и хотел бы убрать Авакова из правительства, но не мог, поскольку это развалило бы парламентскую коалицию.

В роли политического "стабилизатора" глава МВД выступил и во время президентских выборов 2019 г. Он не принадлежал к конкурирующим лагерям и формально соблюдал нейтралитет, борясь со всевозможными нарушениями в ходе избирательного процесса. Но объективно это скорее сработало в пользу Владимира Зеленского и против тогдашнего Президента Петра Порошенко, чьи электоральные "сетки" и местный админресурс были хотя бы частично нейтрализованы контролем со стороны нацполиции.

Новый Президент Украины Владимир Зеленский наверняка не забыл о стабилизирующей роли министра Авакова и его ведомства во время выборов 2019 г. и сохранил за Арсеном Борисовичем пост главы МВД. И дело не только в благодарности за "дружеский нейтралитет" на президентских выборах. Президент Зеленский тогда сделал ставку на "новые лица". Однако в новом правительстве должны были быть хотя бы пара министров с опытом. И Арсен Аваков вновь выступил в роли "стабилизатора", на этот раз административно-политического и внутри молодого правительства А.Гончарука. Вторым "стабилизатором" в том правительстве была министр финансов Оксана Маркарова.

Год назад Президент Зеленский поменял Премьер-министра, а вместе с ним и правительство. Аваков вновь остался. Это многих тогда удивило. На самом деле все было закономерно. При формировании нового правительства Президент Зеленский продемонстрировал свои новые подходы к кадровой политике – сочетание "новых лиц" и "опытных кадров". Самым опытным кадром был глава МВД, который к тому же в феврале 2020 г. вновь продемонстрировал свое умение решать сложные и конфликтные управленческие задачи во время эвакуации украинских граждан из Уханя и их карантинного размещения в санатории, несмотря на сопротивление местных жителей. В условиях надвигавшейся эпидемии Ковид-19 Арсен Аваков вновь оказался незаменимым. Более того, в условиях эпидемии и карантина роль МВД и его руководителя как "стабилизаторов" существенно возросла. А тут еще и разнообразные чрезвычайные ситуации (от наводнений до пожаров). И вновь Аваков демонстрирует свою полезность и необходимость.

Также необходимо отметить, что глава МВД выступает в роли политического стабилизатора и в плане нейтрализации рисков уличных протестов. Это происходило и при правлении Порошенко (и Петр Алексеевич это очень ценил, несмотря на всю свою нелюбовь к Авакову), проявляется и сейчас. Глава МВД как бывший майдановец чутко чувствует ту грань, за которую нельзя заходить при различных конфликтных ситуациях во время уличных протестов. Полиция и Нацгвардия четко выполняют свои функции по обеспечению общественного порядка, но при этом не злоупотребляют своим правом на использование силы. Во время уличных протестов глава МВД проявляет умение стабилизировать ситуацию и через свои связи с некоторыми радикальными политическими силами (в первую очередь, с "Национальным корпусом").

Во-вторых, длительному пребыванию Арсена Авакова на посту министра способствует его политическая гибкость и "политическая чуйка". Он очень чуток к изменению политической конъюнктуры и, как правило, делает правильные политические ставки. При этом не боится идти на риск, и не изменяет своим политическим принципам и симпатиям. В 2005 г. он начал свою политическую карьеру, присоединившись к команде нового Президента В.Ющенко. Затем наработал и установил прочные политические связи с командой Юлии Тимошенко, а с 2012 г. и с Арсением Яценюком. В отличие от многих бизнесменов-политиков, которые перебежали в лагерь Партии регионов после президентских выборов 2010 г., Аваков остался в оппозиции, потерял едва ли не большую часть своего бизнеса в Харькове, вынужден был даже эмигрировать на время в Италию. Но вернулся в украинскую политику в 2012 г. и принял активное участие в Революции достоинства. В 2014 г., как уже отмечалось, он создал новый политический проект вместе с А.Яценюком и А.Турчиновым. А во время президентских выборов 2019 г. пусть косвенно, но продемонстрировал лояльность будущему победителю, и не побоялся противодействовать действующему Президенту.

В-третьих, Арсену Авакову удается быть и сильным администратором во главе такого сложного ведомства как МВД, и умелым политиком. При всех различных проблемах в МВД, по сравнению со всеми другими государственными ведомствами в "империи Авакова" порядок и функциональная управляемость. Как министр и политик Аваков научился выстраивать эффективную коммуникацию с самыми разными людьми – олигархами и журналистами, политиками из разных партийных лагерей и чиновниками из разных ведомств, "ментами" старой школы и праворадикалами, которые ненавидят ментов, дипломатами и зарубежными политиками. Очень показательна история с реформированием МВД и созданием новой Национальной полиции. В этом процессе ему удалось найти достаточно гибкий баланс между грузинскими реформаторами и новыми кадрами с одной стороны, и милицейскими генералами старой школы, с другой (хотя в тот момент велась активная политическая кампания чуть ли не за тотальную люстрацию в МВД). Первые годы своего руководства МВД Аваков сознательно сохранял многие старые милицейские кадры, поскольку понимал, что без них ведомство может просто развалиться. А параллельно он формировал и продвигал уже свои кадры. Реформа в МВД прошла далеко не идеально (правда, у нас идеальных реформ вообще не бывает). Нареканий и критики достаточно много. Тем не менее, большинство наблюдателей признавали, что создание новой патрульной полиции было одной из наиболее успешных реформ.

Политическая сила Арсена Авакова не только в статусе министра, но и в разнообразном политическом влиянии: и в парламенте (на часть депутатов), и на часть радикальной уличной оппозиции, и в тесных контактах с влиятельными людьми из разных партийных лагерей и в сфере большого бизнеса.

Судя по всему, глава МВД – хороший организатор и системный менеджер. Вообще удивительно, как выпускник Харьковского политехнического института и успешный бизнесмен нашел себя и органично реализовал на посту министра внутренних дел. А может быть, хорошее образование и бизнес-опыт в сочетание с опытом политическим помогли ему и на посту министра. Аваков фактически сросся со своим ведомством. Это, конечно, помогает ему в политическом выживании. Но это будет серьезной проблемой и вызовом для любого преемника Арсена Борисовича на посту министра внутренних дел.

Парадокс Авакова – он один из самых влиятельных политиков в стране, но при этом не пользуется большой популярностью у широкой массы избирателей. Почему? Это отдельная тема для анализа. Правда, электоральная популярность у нас субстанция очень волатильная, и антирейтинги почти у всех политиков очень высокие. Критики и претензий в адрес Авакова очень много. Это еще одна тема для отдельного анализа. Но замечу, что критикуют его из разных политических лагерей. Пророссийский и антимайданный лагерь он не устраивает как одна из ключевых фигур противодействия российской агрессии. Часть "слуг народа" и прозападных либеральных реформаторов видят в нем чуть ли не олицетворение пресловутой "старой политики". Уличных радикалов и некоторых активистов он раздражает как главный "мент" страны. Функционально-типичные и достаточно универсальные проблемы, проявляющиеся в работе полицейского ведомства, отождествляются с личностью министра, что на самом деле является большим упрощением. Но, может быть, именно политическая разобщенность критиков Авакова, и противоположность претензий в его адрес, хотя бы отчасти нейтрализуют друг друга и также способствуют его политической выживаемости.

Его боятся, но уважают, опасаются, но сотрудничают. Его хотели бы поменять, но пока не могут отказаться от его услуг и стабилизирующей роли. Вот такой у нас необычный министр внутренних дел, установивший рекорд пребывания на своей должности.

powered by lun.ua

Президент Зеленский: Что делать дальше? (Сценарий, реализуемый сейчас: "Удар по Медведчуку")

Возвращаюсь к теме "Президент Зеленский: Что делать дальше?". За последние недели на эту тему появилось немало слухов, утечек, публичных предложений...

Как отключение медведчуковских телеканалов повлияло на рейтинги украинских политиков

5 марта сразу несколько социологических центров презентовали данные своих опросов, проведенных в начале марта (у КМИС – с 23 февраля по 1 марта)...

Рекорд Авакова

Семь лет назад (27 февраля 2014 г.) Арсен Аваков был утвержден министром внутренних дел Украины. Обязанности министра он исполнял еще с 21 февраля 2014 г...

Президент Зеленский: Что делать дальше? (часть первая)

Этот вопрос, вынесенный в заголовок данного текста, возникает перед Президентом Зеленским как минимум уже третий раз. Первый раз это произошло, когда Владимир Зеленский только что был избран главой государства...

Динамика президентских рейтингов после закрытия медведчуковских телеканалов (по данным опросов КМИС)

Продолжаю оценивать влияние закрытия медведчуковских телеканалов на политические рейтинги. Сегодня КМИС опубликовал президентские рейтинги ведущих политиков (по данным опроса, проведенного 5-7 февраля 2021 г...

Шестая годовщина "Минского тупика"

Февраль – месяц, насыщенный на разные символические даты. Вот и сегодня – шестая годовщина вторых Минских соглашений ("Минска-2"). Можно в очередной раз подвести итоги их выполнения и оценить перспективы их реализации...