Как "смотрящий" Олег Недава довел до ручки государственное предприятие "Артемсоль"
На примере крупного государственного предприятия "Артемсоль" я покажу, как выглядит на практике искусственное уничтожение и доведение до ручки государственных предприятий, контроль на которыми получают политические группировки.
Как и на любом другом государственном предприятии, на "Артемсоли" всегда были свои "смотрящие". Думаю, ни для кого не секрет, что все государственное имущество в нашей стране используется чиновниками для различных махинаций, и тут "Артемсоль" никогда не была исключением. До 2014 года смотрящими за "Артемсолью" долгие годы были братья Клюевы, так как предприятие располагалось, как у нас говорили, "на их территории". Но после победы революции Клюевы поочередно сбежали из страны, и контроль над предприятием постепенно прибрала к рукам уже новая группировка.
Начиналось все неплохо. В 2014 году, после зачистки северной части Донецкой области от незаконных бандформирований, на "Артемсоль" было назначено новое руководство, которое поначалу, в самом деле, демонстрировало неплохую работу, даже с учетом того, что отгрузки на крупнейший рынок сбыта – РФ, были заблокированы. Производственные показатели росли, сложившиеся при Клюевых коррупционные схемы были разрушены. Однако, такая идиллия продолжалась недолго, и заинтересованные лица, для упрощения механизма избавления от новой, неудобной для них команды, провернули авантюру с изменением организационной структуры предприятия. При министре АПК Павленко было утверждено новое штатное расписание, сокращены должности, а вместо них появились аналогичные рабочие места, но уже со "своими" людьми. В 2015 году "глаз" на "Артемсоль" положил народный депутат от "Блока Петра Порошенко" Олег Недава, который известен своими связями с криминальным авторитетом Юрой Енакиевским. Я уже не раз писал о нем. Этот человек сегодня фактически является "смотрящим" по Донецкой области, контролирует многие процессы в этом регионе и по моим данным регулярно конфликтует с губернатором Павлом Жебривским, который противится такому "кураторству".
В июне 2015 года Недава пролоббировал назначение на "Артемсоль" нового директора – своего давнего знакомого и земляка Андрея Журавлева. По свидетельствам сотрудников "Артемсоли" Журавлев является кумом Недавы. И с тех пор, как он занял руководящий пост, на "Артемсоли" начались бардак и чехарда.
Никаких объективных причин для увольнения предыдущего руководителя не было. Смена руководства произошла исключительно в целях "политической целесообразности". После этого "Артемсоль" стала стремительно ухудшать производственные показатели. Журавлев оказался абсолютно профнепригоден, а кроме того имел проблемы с алкоголем, что довольно быстро сказалось на показателях предприятия.
Журавлев, как и Недава, также происходит из Енакиево, где в 2000-х годах возглавлял Енакиевский цементный завод. В 2006 году этот завод под руководством Журавлева был признан банкротом. Впрочем, подобные достижения "крепких хозяйственников" у нас уже давно никого не удивляют.
После назначения на пост и.о. директора "Артемсоли" Адрей Журавлев проявил аналогичные менеджерские качества. Объем выпуска и реализации продукции снизился на 28%. Если в августе 2014 года предприятие отгрузило 183 тыс тонн соли, то в августе 2015 года – только 115 тыс тонн. Резко выросла дебиторская задолженность. С 4,87 млн (на 30 июня 2015) до 17,8 млн (на ноябрь 2015). Причиной роста задолженности стал вывод оборотных средств новым руководителем со счетов государственного предприятия.
Журавлев проявил себя настолько плохим руководителем, что уже в октябре 2015 года его вынуждены были поменять. Вместо него и.о. директора был назначен его первый заместитель В. Захаренко, но и он продержался недолго. В декабре 2015 года директором был назначен Владимир Доля. Также кадр из обоймы Олега Недавы. В настоящий момент кресло шатается и под ним. Проработав год, Доля ушел на больничный в начале февраля, а судьбу "Артемсоли" в очередной раз пытаются определить "решалы".
Кадровая чехарда 2015-2016 гг сказалась на предприятии пагубно. Падение продолжалось. Добыча соли сократилась до 40 тысяч тонн в месяц, функционирующим остался фактически только один рудник, с апреля 2016 года предприятие стало отправлять работников в бесплатные отпуска.
Нагляднее всего результат деятельности менеджмента Недавы на "Артемсоли" демонстрируют финансовые результаты предприятия. Вот что бывает, когда промышленность работает не по законам бизнеса и рынка, а в угоду всевозможных "смотрящих", "любих друзів" и прочих паразитов, пьющих кровь из страны.
Теперь немного подробнее поговорим о том, как менеджменту Недавы удалось добиться таких цифр.
Почти сразу после того, как и.о. директора был назначен Журавлев, "Артемсоль" стала работать с "прокладкой" Олега Недавы – ООО "Констанза". Это типичная фирма-пустышка, оформленная на подставных лиц и фиктивный адрес, которая в качестве посредника получала соль по заниженной цене и перепродавала ее дальше. Около года назад ее деятельностью уже интересовались журналисты. Материал о Недаве и "Констазе" выходил на "Радио Свобода".
Работа с "прокладками" – классическая история для госпредприятий. С "Артемсолью" посредникам работать особенно выгодно. Покупают соль они по цене около 350 грн за тонну, а продают автодорам в областях уже по 750-800 грн. Само собой, "Артемсоль" могла бы работать с облавтодорами напрямую. И тогда бы деньги получало бы государственное предприятие, а не разнообразные фирмы-пустышки, которые либо работают в доле с менеджментом "Артемсоли", либо находятся под опекой различных чиновников и депутатов. Вот только интересы у Недавы и тех, кто поставил его "смотрящим" над Донбассом, не совпадают с интересами государства и граждан.
"Констанза" – далеко не единственный посредник. Другая известная персона, хорошо знакомая коллективу "Артемсоли" – посредник Алик Халилов, который много лет работал "прокладкой" еще при Клюевых. В период власти "регионалов" Халилова протежировал Равиль Сафиулин. После изгнания Клюевых Халилов был временно отстранен от схем, но с людьми Недавы он снова нашел общий язык. По моей информации, на различных сделках он получает от 5 до 10 долларов с тонны.
Впрочем, менеджмент Недавы отметился не только работой с "прокладками". Есть "достижения" и покруче.
В декабря 2015 года, всего через несколько дней после прихода на пост и.о. директора Владимир Доля подписал контракт с российской компанией ООО "Бриз" из Белгорода. И отгрузил ей соль в кредит. А россияне вдруг взяли и отказались платить. Какая неожиданность, правда?
Сегодня ООО "Бриз" имеет просроченную задолженность перед "Артемсолью" в размере 24 млн рублей. Всего же просроченные долги российских компаний перед "Артемсолью" – 35,26 млн рублей. Таким образом, на ООО "Бриз" приходится львиная доля долга (еще один крупный должник – ООО "Группа Упак" из Москвы, они должны 6,32 млн рублей). Эти 24 млн, скорее всего, уже никогда не будут возвращены. Фактически эти деньги украдены у государства.
Полюбуйтесь на этот контракт:
Контракт с ООО "Бриз" с подписью Доли
На дворе конец декабря 2015 года. Война в самом разгаре, а руководитель государственного предприятия подписывает контракт с российской конторкой. И поставляет товар с отсрочкой платежа, отлично понимая риски!
Долг с российской компании стребовать теперь практически невозможно. Этот долг может годами висеть мертвым грузом, пока его не спишут. Можно подать в местный украинский суд, который обяжет ООО "Бриз" вернуть долг, но это решение суда россияне, грубо говоря, повесят в туалете на гвоздике. Может быть, этого ООО "Бриз" уже и не существует. Или оно закроется через месяц.
Почему вообще образовался этот долг? Почему государственное предприятие отгрузило в кредит на Россию, на какое-то непонятное ООО, товар на десятки миллионов? Одно из двух – либо руководители "Артемсоли" полные идиоты, либо они сознательно совершали такие действия, потому что сами находились в доле и знали, что получат свой откат от невозвращенной суммы. А все убытки потом повесят на государство. То есть – на всех нас.
Достаточно взглянуть на отчетность, чтобы понять, что предприятие чувствует себя все хуже и хуже. Казалось бы государство должно предпринимать срочные шаги для его спасения. Но в нашей стране, как вы знаете, экономика работает по своим законам. "Артемсоль" отдали в зону ответственности конкретной группировки лиц, и вмешиваться туда другим чиновникам негласно запрещено.
"Артемсоль" – только один пример. Дальше будут другие. Аналогичная ситуация сложилась почти на всех украинских государственных предприятиях. Где-то смотрящий Кононенко, где-то Третьяков, где-то еще какой-нибудь друг президента. Сложно подсчитать, сколько все мы теряем из-за этих коррупционных схем. Но если от всех этих паразитов срочно не избавиться, они нас разорят и погубят государственное имущество.
За последние двадцать лет Украине при разных властях уже были уничтожены тысячи государственных предприятий. И очень не хотелось бы, чтобы "Артемсоль" теперь повторила их судьбу.
P.S. Я буду продолжать публиковать материалы о других, не менее важных предприятиях. Если вам стала известна и вы хотите обнародовать информацию о коррупции на госпредприятии, пишите мне на почту e.p.firsov@gmail.com или в ФБ.