Украинский кризис. Взгляд из США
"Будущее Украины целиком и полностью зависит от украинцев", – эта мысль в разных вариациях звучала почти от всех, с кем мне довелось пообщаться в Вашингтоне. Но несмотря на это, казалось бы, очевидное утверждение, как показали события последних дней, без помощи удержать страну от скатывания к авторитаризму будет очень сложно. Как ни странно, но похоже, что именно голосом ЕС и США активная часть украинского общества может донести свои требования до власти. Внутреннего диалога уже давно нет ни в парламенте, ни в правительстве. А значит нужно углублять связи и выстраивать отношения с теми, кто способен повлиять на власть. Именно поэтому по приглашению партнеров я, как представитель политической силы "Альтернатива", провел насыщенную неделю в США.
У нас были встречи с представителями Cato Institute, Kennan Institute, Atlantic Council, обсуждение последних событий в Госдепартаменте США и еще много частных встреч. Часть из них была закрытой и проходила off the records. Основной своей миссией я видел продвижение альтернативного Минским договоренностям плана реинтеграции Донбасса (ознакомиться можно здесь), а также внесение максимальной ясности о происходящем внутри страны. Я акцентировал внимание на нуждах армии и возможности предоставления помощи жителям зоны АТО (гуманитарная помощь, грантовые программы, теле- и радиовышки для ретрансляции и прочее). Ну и конечно не обошлось без обсуждения самых актуальных тем: преследование Михеила Саакашвили, попытка приручить САП и НАБУ, устранение Егора Соболева с должности и провал борьбы с коррупцией.
Если кратко подвести итоги встреч, то вырисовываются следующие позиции Вашингтона, которые следует учитывать в Киеве:
1. В информационном поле однозначно на первом месте внутренние проблемы, связанные с расследованием по Трампу. Что же касается внешней политики, то Украиной конечно интересуются, но отношения с Китаем, Ближний Восток, Сирия, Северная Корея – первичные. Хотя, как справедливо отметил Рекс Тиллерстон, отношения с Путиным в первую очередь рассматриваются сквозь призму военного вторжения РФ на Донбасс, а не возможного вмешательства в выборы. Это поднимает наши ставки.
2. Могу сказать, что большинство политиков и институций в США настроены решительно по отношению к украинской власти. Это подтверждают и последние заявления Госдепа о действиях ГПУ как о попытке "подрыва независимых антикоррупционных институтов". И заявление ФБР о полной поддержке НАБУ. Сюда же можно отнести и заявления советника министра обороны США Карпентера о прекращении помощи в случае перехода контроля над НАБУ и САП к парламенту и президенту. Также самое громкое заявление госсекретаря США, который сказал буквально следующее: "Для Украины является нецелесообразным бороться за свое тело на Донбассе, если она теряет свою душу в коррупции. Институты по борьбе с коррупцией должны быть защищенными, поддерживаться и финансироваться". В похожем ключе последние события комментируют представители МВФ и Всемирного банка, а также многие представители Европейского Союза.
3. В Украине многим кажется, что у Петра Порошенко есть поддержка в Вашингтоне. Это заблуждение. Возможно, такое мнение сложилось под влиянием Кремлевской пропаганды, которая выдает украинскую власть за марионеток. Либо это грамотный пиар самого Порошенко. Но в любом случае, верить этому не стоит. В США судят не по заявлениям, а по делам и тут у нашего президента проблемы. Хотя находятся и те, кто считает, что Порошенко приходится трудно и он просто вынужден "закручивать гайки" не потому, что он этого хочет, а потому, что иначе ему власть не удержать. Но это представление также ошибочно. Мы хорошо знаем, как умеет врать и изворачиваться Петр Порошенко, он выставляет себя жертвой обстоятельств и обещает пойти по пути решительных реформ, но только после выборов. В личных встречах с западными политиками Порошенко буквально просит его не трогать и дать возможность провести избирательную кампанию без скандалов и разоблачений. В противном случае он грозит большими проблемами и углублением кризиса на Донбассе.
На встречах мне буквально доводилось на пальцах доказывать, почему все эти аргументы президента – дешевая манипуляция. И ничего, кроме собственных страхов, жадности и боязни потерять и так невысокий рейтинг не отделяет Порошенко от реальных реформ, серьезной борьбы с коррупцией и системных изменений в экономике. К счастью, не один я так считаю, ведущий эксперт по Восточной Европе Андерс Аслунд, с которым мне удалось встретиться, заявил следующее: "Президент Порошенко, кажется, отказался от борьбы с коррупцией, любых амбиций в отношении экономического роста, финансирования ЕС или МВФ".
И напоследок несколько слов об украинской диаспоре в США. Она не монолитна, только за последнее время появилось очень много различных организаций, которые отстаивают подчас противоположные подходы. Например, в том же вопросе предоставления летального оружия. Да и влияние диаспоры на выборы чрезвычайно мало, голосует в среднем около 4 тысяч человек. Но это не повод отказываться от сотрудничества, ведь совместная работа могла бы пойти только на пользу. Здесь живет около миллиона людей с украинскими корнями. Часть из них понимают язык, следят за событиями и что важно – готовы помогать. Среди активных членов диаспоры много представителей среднего класса, бизнесменов, людей, впитавших ментальность и получивших хороший опыт. Этих людей необходимо привлекать к управлению государством как минимум на должности в наблюдательные советы, конкурсные комиссии, брать советниками и помощниками. Они помогут сделать внутренние процессы более прозрачными, демократичными и эффективными.
Я уверен, что, если бы комиссия по отбору руководства ДБР состояла из представителей диаспоры, авторитетных юристов, например, бывшего Федерального прокурора и помощника Генерального прокурора США украинского происхождения Богдана Витвицкого, то ни Труба, ни Варченко никогда не получили бы своих должностей. А смотрящие, намекающие и указывающие в Администрации Президента, были бы посланы куда подальше, еще и с международным скандалом. У нас же все происходит наоборот. Так, в 2015 году украинская программист и волонтер Люба Шипович бросила свой успешный бизнес в IT-компании CallFire в США, чтобы заняться реформированием Украины. Она присоединиться к команде Михеила Саакашвили, который тогда был главой Одесской ОГА. В Украине она стала отвечать за IT-направление реформ, ей удалось добиться отличных результатов в сфере привлечения инвестиций. В итоге Национальное агентство по вопросам государственной службы заявило, что Шипович не может занимать должность в ОГА, потому что является гражданкой США. На нее завели уголовное дело. В итоге Шипович уехала обратно в Штаты.
P.S. Нам удалось достичь предварительной договоренности с Atlantic Council о совместной работе над планом по реинтеграции Донбасса. Поэтому будем расширять и углублять наш план, готовить законопроекты. Присоединяйтесь к рабочей группе www.fb.com/partyalternativa
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.