Скажем "Да!" реформе МВД
Сегодня на рассмотрение Верховной Рады выносится пакет законов необходимый для реформы органов внутренних дел.
1. Закон о Национальной полиции.
2. Закон об органах внутренних дел.
3. Закон о внесении изменений в ряд законодательных актов по усовершенствованию регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
4. Закон о сервисных центрах и сервисных услугах.
Эти законы должны в корне изменить всю систему работы органов внутренних дел и коренным образом повлиять на изменение качества их работы.
Первый закон "О национальной полиции" поставит крест на еще советском Законе "О милиции" образца 1991 года и откроет дорогу Украине к новому качеству охраны общественного порядка, подбору квалифицированных кадров, четко определит права и обязанности гражданина и полицейского, в тех случаях когда гражданину нужно защитить свои права, а сотруднику полиции выполнить свои обязанности.
Этим законом также вводится обязательный первичный конкурсный отбор на работу в полиции, дается право местным советам объявлять недоверие руководителю местной милиции в случае его неудовлетворительной работы по обеспечению охраны общественного порядка и множество других новаций, которых не существовало ранее в законодательной базе.
Также этим Законом устанавливается четкий перечень превентивных и силовых мер, которые смогут применять полицейские в случаях предусмотренных Законом. По каждому виду силового и превентивного реагирования полицейским устанавливается детально прописанные основания для их применения, что в полной мере ранее не было отражено в законодательной базе.
И наконец, в Законе "О Национальной Полиции" заложен европейский принцип Community Policing – ориентация работы всей работы полиции на нужды и интересы местной громады.
2. Закон "Об органах внутренних дел" создает на базе сегодняшнего милитаризированого Министерства Милиции – гражданский, европейский орган управления сферой охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, миграционной политики, охраны государственной границы, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и охраны безопасности жизнедеятельности каждого гражданина.
Министр МВД, какой бы ни была его ФИО, будет политическим дирижером оркестра из центральных органов исполнительной власти, а не диспетчером/надсмотрщиком в вопросе открытия/закрытия уголовных дел.
3. Внесение изменений в ряд законов о безопасности дорожного движения введет в действие европейские подходы в области автоматической фото/видеофиксации нарушений правил дорожного движения, возможность просмотра факта самого правонарушения через Интернет, возможность получать сообщение о совершении правонарушения через электронную почту или через sms-сообщение.
Этим же законом ликвидируется так называемая "вилка" в начислении штрафов за нарушение правил дорожного движения. Размер штрафа больше не будет варьироваться, что исключит возможность какого-либо давления на водителя через предложение заплатить "на лапу", чтобы снизить размер штрафа. То есть там где раньше была "вилка" штрафа от 255 до 510 гривен – будет уставлена единая ставка – 255 гривен.
Причем размер штрафа будет установлен по минимальному существующему на сегодня уровню, что особенно важно в условиях экономического кризиса и резкого снижения дохода граждан.
Если гражданин будет остановлен полицейским патрулем за нарушение правил дорожного движения, и он согласен с тем, что совершил правонарушение, то он может заплатить штраф на месте своей кредитной картой через мобильный терминал, а сумма штрафа будет в два раза меньше, чем если оплачивать штраф позднее.
Четвертый закон, который предлагается проголосовать в первом чтении – это Закон, который позволит покончить со старой коррумпированной разрешительной системой и системой МРЭО, которая стала одним из символов коррупции в Украине.
В этом законе, разработанном по грузинскому образцу, сводится воедино все виды услуг, оказываемых сегодня МВД – переоформление автотранспорта, получение водительских прав, получение разрешительных документов на оружие и боеприпасы, получение справок об отсутствии судимости и так далее. Процедура оформления и оказание услуг максимально унифицирована с Законом предоставлении административных услуг.
Из существующих на сегодня 300 центров МРЭО, предлагается создать 80 современных сервисных центров функционирующих не на основе десятков маловразумительных подзаконных Актов принятых за "царя Панька", а на основании Закона, в котором указан исчерпывающий перечень услуг оказываемых органами внутренних дел и указаны сроки выполнения таких услуг.
Буквой и духом этого Закона предусмотрено максимальное изолирование гражданина – заказчика услуги от работника сервисного центра в целях минимизации коррупции в процессе получения водительских прав и переоформления оружия и автотранспорта.
Повсеместно предусматривается максимальное задействование современных коммуникационных и электронных технологий в процессе получения разрешительных услуг и переоформления прав собственности на автотранспорт.
Конечно после принятие такого масштабного пакета законопроектов по реформе органов внутренних дел потребуется время на проведение их в жизнь.
Где-то прийдется налево и направо рубить топором щупальца коррупционной системы, создававшейся в Украине с начала 90-х годов, прикрывающейся отсутствием ясных и четких, установленных законом, правил взаимоотношения между гражданином и представителем власти.
Но другого пути нет!
Я благодарен всем коллегам – депутатам Верховной Рады, которые приняли активное участие в подготовке и обсуждении пакета реформаторских Законов.
К сожалению, этот пакет Законов не был рассмотрен, как планировалось, на утреннем заседании, а предложение продлить утреннее заседание Рады до 15-00 – не получило достаточной поддержки среди депутатского корпуса.
Поэтому мы будем рассматривать их на вечернем заседании, которое было решено продлить до 21-00.
Как секретарь Комитета по вопросам законодательного обеспечения работы правоохранительных органов, я обращаюсь ко всем фракциям коалиции, депутатским группам, внефракционным депутатам с просьбой поддержать эти четыре Закона, которые станут реальным вкладом новой Верховной Рады в реформирование правоохранительной системы государства Украина.
На фото – здание нового МВД Грузии, ставшее символом реформирования грузинской правоохранительной системы.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.