Хватит юродствовать!
Или должен ли украинский Министр получать зарплату в 100 тысяч гривен и более?
На днях я давал комментарий журналисту журнала "Новое Время" по вопросу борьбы с коррупцией, который получил широкий резонанс в социальных сетях.
Когда журналист попросил меня назвать пути и методы борьбы с коррупцией, я, в первую очередь, сказал, что это вредное социальное явление можно побороть только комплексно – применяя политику "кнута и пряника".
"Кнут" – это нетерпимость общества к коррупции, с чем у нас пока ещё большие проблемы, а также принятие новых законов, препятствующих коррупции и наказывающих за неё.
"Пряником" должны быть высокие зарплаты чиновников, которые бы позволили честным профессиональным кадрам приходить на государственную службу по конкурсу и получать там достойную плату за свой труд на благо народа и государства.
До сих пор украинская государственная машина является заложником "совковых" подходов к уровню заработной платы, когда зарплата Генерального Секретаря КПСС Брежнева была лишь в два-три раза выше зарплаты ударника-комбайнера.
Только при этом Генеральный секретарь получал сотни тысяч рублей в виде льготных путёвок, пайков и спецобслуживания, о чем не сообщалось в официальных коммюнике.
Управление государством – не менее сложная задача, чем управление сложными хозяйственными процессами.
Попытка не замечать этого, приводит к тому, что на государственную службу стремятся попасть или романтики, романтизм которых быстро проходит, после столкновения с жестокой реальностью, или лица стремящиеся получать доход от коррупции или те, кто не может себя найти в частном секторе экономики.
Мировой опыт показывает, что оплата труда государственных служащих, конечно, не может быть сравнимой или быть выше чем оплата труда в частном секторе.
Зарплата в госсекторе всегда ниже, но разрыв между частным и государственным сектором составляет не десятки и сотни раз как в Украине, а в разы или десятки процентов.
На государственную службу в цивилизованных странах идут граждане, которые не ставят перед собой цели заработать миллионы и которые хотят принести пользу своему народу и своему государству.
Они не ставят перед собой цель зарабатывать на государстве.
У нас так бывает далеко не всегда.
Максимальный уровень зарплат в государственном секторе, сразу скажу, не достижимый для Украины, установлен в Сингапуре.
Там Премьер-Министр получает самую высокую в мире зарплату – 2,5 миллиона долларов в год за то, что Сингапур является лидером в рейтинге качества жизни, уровня доходов граждан, безопасности жизни и ведения бизнеса.
В США заработная плата Президента США составляет порядка 250 тысяч долларов в год.
Для европейских стран уровень заработных плат на государственной службе соответствует 2/3 или 3/4 уровня зарплат на аналогичных должностях в частном секторе.
Например уровень оплаты труда Министра в Швейцарии – порядка 15- 20 тысяч евро в месяц.
Что мы имеем на сегодня в Украине?
Зарплаты Министров, в зависимости от стажа госслужбы, составляют 7-12 тысяч гривен или 200-300 евро в месяц.
При этом каждый из них отвечает за миллиардные бюджеты и подвергается политическому давлению.
Министр, даже с самыми светлыми помыслами, не может пригласить к себе в команду хороших специалистов из частного сектора, так как в заработной плате существует пропасть, а ответственность зачастую не меньше, а больше.
Правительству Арсения Яценюка удалось решить вопрос о том, чтобы директора государственных предприятий, таких как "Укрзализница", "Укрнафта" стали получать заработные платы аналогичные европейским, с поправками на экономическую ситуацию в Украине.
А Министр МВД Арсен Аваков, не смотря на резкую публичную критику, добился проведения отдельного постановления КМУ о заработной плате для Главы Национальной полиции в размере 97 тысяч гривен.
Также Законом были установлены высокие зарплаты для сотрудников Антикоррупционного Бюро и Антикоррупционной Прокуратуры.
Резервами для значительного повышения заработных плат не только Министров, но и государственных служащих в целом, является, во-первых, выведения 1/2 украинской экономики из тени, а, во-вторых, настоящая, а не косметическая, реформа государственного управления и государственной службы.
Перед новым коалиционным правительством и премьером Владимиром Гройсманом стоит вызов – или занять "страусиную позицию"и не предлагать Парламенту повышать заработные платы госслужащим, или пойти "ва-банк" и, несмотря на публичную и не обоснованную критику популистов, заложить фундамент для реформы государственного управления в Украине.
Кажущаяся экономия на заработных платах чиновников оборачивается коррупцией, непрофессионализмом и отсутствием перспектив для экономики и государства в целом.
Уверен, что здравые силы в Верховной Раде поддержат реформу государственной службы, которая невозможна без повышения заработных плат чиновников с одновременной оптимизацией из количества.
Другого пути Украины нет!
П. С. Что касается заработной платы народных депутатов – я горячий сторонник сокращения депутатского корпуса в разы, что одновременно позволило бы создавать адекватные условия для оплаты их труда.
Скажу честно, что 450 народных депутатов слишком много для нашей страны. Хватило бы и 200, при условии, что они ежедневно будут заниматься выполнением своих непосредственных обязанностей.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.