Каким быть украинскому образованию
В Украине 1 сентября всегда было особенным днем, семейным праздником – прежде всего, для тех, чьи дети впервые садятся за школьную парту или на студенческую скамью. В этот день мы – родители – с волнением думаем о том, каким станет будущее наших детей, как сложится их судьба, смогут ли они полностью реализовать свои способности, найти правильное место в жизни.
Люди – квалифицированные специалисты, умелые организаторы, талантливые творцы, ученые и конструкторы – являются главным источником богатства любой страны, которая стремится к достижению ведущих позиций в мире. В школах и ВУЗах создается тот "человеческий капитал", которым будет прирастать Украина через десять, двадцать, тридцать лет. Поэтому образование следует признать важнейшей стратегической отраслью экономики нашей страны.
Но из этого следует и то, что эта отрасль должна получать достойное государственное финансирование. В нашей стране никогда не будет качественного образования, пока профессия учителя, преподавателя ВУЗа остается низкооплачиваемой и непрестижной. Как некогда говорил великий учитель Антон Семенович Макаренко, "сорок сорокарублевых педагогов могут разложить любой коллектив".
Учителя всегда уважали в Украине не только как наставника и воспитателя. Его считали образцом для подражания и для детей, и для взрослых. Мы должны вернуть надлежащий престиж этой профессии путем поддержки материального положения учителя и обеспечения его жильем. Уверен, что городские власти могут и должны доплачивать учителям из городского бюджета, компенсируя им дороговизну жизни в столице. Кроме того, можно взять на вооружение опыт Белоруссии, где государство погашает первый взнос заемщика по программе ипотечного кредитования (т.е. четверть от стоимости приобретаемого жилья), если он готов проработать в учебном заведении по направлению не менее 15 лет.
Но не менее важной задачей, чем материальная поддержка учителей, является повышение качества нашего образования. Школа XXI века обязана быть информатизированной. В учебные заведения должны придти новейшие технологии, персональные компьютеры должны получить постоянную прописку на школьных партах, а видеосвязь – использоваться для того, чтобы талантливый учитель либо ученый с мировым именем мог одновременно читать лекцию для тысяч учеников и общаться с ними в режиме реального времени. Капиталовложения в расширение технической базы отечественного образования – это инвестиции в будущее нашей страны, даже более важные, чем в проведение Олимпийских игр или строительство газовых терминалов.
Еще в сентябре 2010 года в составленный Президентом Украины Виктором Януковичем перечень национальных проектов было внесено предложение об оснащении украинских школ 4G Интернетом, мультимедийными досками и электронными учебниками взамен бумажных. На все это предлагалось потратить 4,8 млрд. грн. Начинание, безусловно, перспективное, вот только нетбуки для школьников планировалось закупать во Вьетнаме, да и вся прочая техника и технология должна была иметь иностранное происхождение, так что украинская экономика от этого проекта практически ничего бы не выиграла.
За два года по этому проекту не было сделано ровным счетом ничего. Но еще есть время наполнить его новым содержанием: не импортировать иностранную технику, а приобрести фабрику по выпуску нетбуков и другого компьютерного оборудования для школьников, чтобы освоить их производство в Украине – на первых порах, конечно, из зарубежных комплектующих, но с обязательным ростом локализации. Так мы не только поднимем качество образования в Украине и приведем его в соответствие с требованиями нынешнего информационного века, но и создадим в нашей стране фактически новую отрасль с высококвалифицированными и высокооплачиваемыми рабочими местами.
Конечным результатом современного образования должна стать подготовка человека, способного и готового жить в современном обществе. Это подразумевает умение воспринимать окружающий мир, включая стремительно разрастающуюся информационную сферу, и, самое главное, умение самостоятельно мыслить, ориентироваться в ежедневно, ежечасно обрушивающейся на нас лавине информации, отличать правду от искусной лжи, не поддаваться манипулированию, жить свои умом.
В последние годы в нашем обществе ведется дискуссия о том, насколько специализированным должно быть школьное и институтское образование. Что нам больше подходит – старая советская модель, в которой пытались учить понемногу, но обо всем, или современная американо-европейская, которая выпускает подготовленных узких специалистов, но позволяет ученикам отбрасывать то, что, по их мнению, не пригодится им в жизни.
В этой связи мне хочется вспомнить крылатое выражение Козьмы Пруткова о том, что "специалист подобен флюсу; его полнота односторонняя". На мой взгляд, узкая специализация по американскому образцу порочна, потому что она дает на "выходе" людей, невежественных во всем, что непосредственно не касается их профессиональной деятельности. Такие люди социально уязвимы, так как им трудно овладевать новыми навыками, и легко поддаются внешнему влиянию. Понимая, что их знания односторонни и неполны, они априори доверяют тем, кто позиционирует себя в качестве специалистов в других, совершенно незнакомых им областях. Чтобы не быть беззащитным перед недобросовестной рекламой, мошенничеством, лживой пропагандой, надо уметь думать, сопоставлять факты, проверять поступающую извне информацию. Поэтому школа должна не столько пытаться вкладывать знания в ученика, сколько учить его самостоятельно приобретать знания.
Как бы там ни было, но современным школьникам нужны и математика – она учит тому, что любое высказывание должно быть аргументировано доказано, и родной язык с литературой – они создают умение логично и связно выражать свои мысли, и биология, химия с физикой – они рассказывают об устройстве нашего мира и помогают не попадаться на удочку всяких шарлатанов с их "чудодейственными" средствами и наукообразными, но совершенно безграмотными рассуждениями, и история – она передает опыт жизни общества и укрепляет сопротивляемость против недобросовестного политического манипулирования. Любая лживая пропаганда начинается с передергивания фактов, и только знания о том, что есть на самом деле, дают возможность ей эффективно противостоять.
Может быть, нынешние учебные программы нуждаются в осовременивании. Возможно, стоит разделить школьные учебные курсы на базовый, углубленный и облегченный уровни (например, углубленный уровень по математике будет давать специальные знания, нужные будущим инженерам или программистам, а облегченный – учить тому, как не ошибиться, скажем, при уплате банковских процентов или покупке товаров в кредит). Но это пусть решают уже специалисты.
Очень важно, чтобы качественное образование было доступным. В мире сегодня растет разрыв между богатыми и бедными. Это происходит еще и потому, что богатые родители могут больше инвестировать в образование своих детей, тогда как бедные семьи просто не имеют для этого достаточно денег. Получается, что их дети изначально становятся запрограммированными на бедность. Украина не должна идти по этому трагическому и порочному пути!
После уроков в школе дети часто оказываются предоставленными самим себе. Существовавшая ранее система детских кружков, спортивных секций, центров творчества разрушена. А оплатить своим детям занятия по интересам вне школы могут далеко не все родители. Считаю, что следует восстановить систему бесплатных детских внешкольных заведений образовательной, творческой и спортивной направленности за счет местных бюджетов, государственных грантов, средств благотворительных фондов. Это не только позволит оградить детей от влияния "улицы" и снизить подростковую преступность, но и будет способствовать развитию украинского спорта, стимулированию творчества, повышению уровня научно-технического образования.
Подобные кружки могут, в частности, стать основой для углубленного изучения информатики, точных наук, техники, истории и послужить важным инструментом выявления и дальнейшей поддержки технических и научных талантов. Кроме того, работа в подобных заведениях может стать немаловажным дополнительным заработком для энтузиастов и школьных учителей.
И, наконец, о самом главном. Качественное образование в Украине должно быть востребованным! Тому, кто всю жизнь будет заворачивать гамбургеры, стоять за прилавком или протирать штаны в офисе, действительно, ни к чему знание математики или химии. Поэтому создание в нашей стране новой образовательной системы, способной кардинально повысить качество нашего "человеческого капитала" обязательно должно сопровождаться модернизацией украинской экономики, созданием в ней большого количества высокооплачиваемых рабочих мест, требующих высокой квалификации и творческого подхода.
Не менее, а то и более важны здесь и общественные изменения. Пока в Украине из-за высокой коррупции и засилья "эффективных менеджеров", умеющих только считать деньги, девальвированы знания, а честный и добросовестный труд часто не может обеспечить приемлемого уровня жизни, наша страна так и останется отсталым государством "третьего мира", полусырьевым и аграрным придатком для более развитых и справедливо устроенных держав.
По данным недавнего опроса, проведенного киевским центром социальных исследований "София", более половины молодых граждан Украины в возрасте от 18 до 29 лет готовы эмигрировать из страны – очевидно, потому что не видят для себя перспектив на Родине.
Если Украина не начнет изменять свое настоящее, она лишится будущего!
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.