РПЦ і ''Русская доктрина''
В контексті дискусії з приводу нинішньої політики Росії мені переслали матеріали сайту "Русская доктрина". Це інтелектуальна спроба, як кажуть автори, "здорового руссского консерватизма". Коментувати не буду – нижче наведу лише окремі тези і посилання.
Наскільки це впливово? Читаємо повідомлення на тему:
"Соборные слушания по РД Всемирного Русского Народного Собора 20.08.07
В Отделе внешних церковных связей Московского патриархата (Данилов монастырь) состоялись слушания, специально посвященные Русской доктрине".
"02.11.2007 На Соборных слушаниях ВРНС в Храме Христа Спасителя официально объявлено о начале разработки Программы среднесрочных преобразований (продолжения Русской доктрины)
Соборные слушания ВРНС были посвящены теме "Базисные духовно-нравственные ценности – основа единства семьи, общества, государства". Вел Слушания Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II."
З кінця 2007 р. повідомлення про діяльність проекту зникають. Наскільки можна зрозуміти, цей рух є інкорпорованним Всемирным Русским Народным Собором, що очолюється Алексієм ІІ.
А пропагандист "Русской доктрины" митрополит Кирил (до речі, набагато респектабельніший порівяняно з горезвісним Кураєвим) на рок-концерті в Києві, присвяченому 1020-річчю хрещення Русі, скандує в стилі шоумена "Россия, Украина, Беларусь – это все святая Русь!"
Але головне те, що тези РД фігурують в нинішньому офіційному російському дискурсі, зокрема щодо війни з Грузією.
Ось окремі витяги з "Русской доктрины":
Русская доктрина
Синтезировав наследие предшественников, Москва явилась не просто Третьим Римом, но Римом в третьей степени, не повторяющим, но приумножающим миссии своих предшественников.
Глава Государства (президент, правитель и т.д.), являющийся одновременно верховным главнокомандующим, должен сосредоточивать в своих руках рычаги верховной законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь право относить к своей компетенции любое решение и давать прямые указания на любой уровень управленческой вертикали.
В самом деле, первенствующая по численности нация в Казахстане – русские, в Латвии – тоже русские. Следовательно, Латвия и Казахстан – это русские государства, пусть даже и независимые (підкреслення наше).
Официально провозглашается концепция пространства Исторической России, то есть естественного ареала русского мира (нынешняя РФ плюс русские этнические анклавы – Таврия, Новороссия, Нарвская область, Латгалия, Южная Сибирь, Подкарпатская Русь, а также территории комплементарных этносов – белорусов, восточных украинцев, закарпатских русинов и др.).
Другими словами, Россия вступает на путь русской ирреденты: идеологии возвращения и воссоединения тех территорий исторической России, на которые у нее имеется историческое и моральное право и которые есть практический смысл возвращать.
Цель новой Российской империи – не допустить униполярного мира (американской или китайской гегемонии), отстоять свою независимость, защитить сферы жизненных интересов (как минимум – в границах СССР) и вести дело к воссозданию империи.
Тезисы Русской доктрины
России удалось добиться небывалого в истории гармонического синтеза культур и племен, мирной христианизации и ассимиляции, создания сверхнациональных и сверконфессиональных коалиций и союзов. Эти уникальные свойства России – Третьего Рима – становятся вдохновляющим примером в свете предстоящего противостояния ценностей высокой культуры и цивилизации, традиционных ценностей "новому язычеству" Запада и "новому варварству" Юга.
Россия как тип своеобразной "правильной" империи представляет собой исключительное государство, она является историческим шедевром, которым мы как нация можем гордиться. "Всечеловечность" и "пластичность" русской цивилизации соединилась с принципиальной независимостью, "неотмирностью" и "миродержавием" русских как духовно-политической нации. То, что можно понять на уровне индивида (благородный рыцарь, святой воин и т.п.), представляется совершенно невероятным на уровне больших историко-культурных миров. И тем не менее это так. Россия вела в основном оборонительные войны, ее экспансия носила характер защиты от набегов и от агрессии. Наконец, Россия постоянно проводила "политику принципов" и шла навстречу тем, кто уповал на ее помощь исходя из духовных и нравственных представлений. Политика принципов проявила себя и в царствования последних Романовых, и в советский период, когда поддержка многих иностранных государств была нередко не менее бескорыстной – на этот раз она обосновывалась "интернациональной солидарностью" и "дружбой народов".
Русская доктрина считает необходимым законодательно закрепить право русской нации на изменение главенствующих принципов вероисповедной политики: в частности, предусмотреть возможность перехода из режима светского государства в режим государства конфессионального (по примеру Израиля, Таиланда, Мавритании, Иордании и др.). В нынешних своих границах Россия не может считаться многоконфессиональной страной по общепринятым меркам (к религиозным меньшинствам, включая атеистов, относятся немногим более 10% населения).
В настоящий момент следует признать целесообразным режим светского государства, высшее руководство которого принадлежит первенствующей религии – православию.
Консервативный поворот в культуре не должен упускать "модных" жанров (телесериал, реклама, видеоклипы, рок и поп-музыка, реалити-шоу), напротив, именно это место в массовой культуре должно стать направлением главного удара. В сфере новейших технологий, в мультимедиа, компьютерных играх нужно позаботиться о формировании национально ориентированной эстетики, поощрять создание футурологического образа России, могущественной и справедливой "русской цивилизации будущего".
Русская доктрина стоит на принципах однородности деления и равноправия территориальных субъектов России при полном отказе от этнических факторов территориального деления.
России предстоит инициировать геополитический проект "больших скреп" в Евразии: альянс Москва-Пекин-Дели-Тегеран, открытый для других участников, должен базироваться на договоре о коллективной безопасности и масштабном (на несколько порядков более активном, чем теперь) экономическом и культурном сотрудничестве. Такой альянс может и должен стать трансконтинентальным. Это качественно изменит геополитическую роль России, вернет ей статус мировой державы. Одним из косвенных следствий геополитики "больших скреп" станет смена центробежных тенденций в СНГ на центростремительные (политика "малых скреп"). В результате вырисовывается образ будущего для России как ключевого звена нового альянса – северная коалиция во главе с цивилизацией воинов, ученых, разведчиков, выковывающих самые совершенные технологии и воссоздающих образцовую армию, гарант коллективной безопасности.
Современная Россия является непрерывным продолжением России исторической, то есть Русского государства, суверенитет которого восходит по крайней мере к 1480 г. Россия современная не признает исторического и правового разрыва с Российской империей до 1917 года и Советским Союзом до 1991 г. Ни Российскую империю, ни СССР никто не упразднял. Их воля, права и обязательства сохраняют свою силу.
Мы считаем в настоящий исторический момент оптимальной для России формой правления республику с предельно сильной властью выборного Главы государства (при этом пути к монархической или смешанной форме правления должны оставаться открытыми и иметь соответствующие правовые обоснования – законодательные акты). Россия является цивилизацией с собственной религиозной идентичностью и собственными политико-культурными константами. Из этого следует необязательность и дискуссионность ряда юридических догм, таких как: принцип разделения властей, верховенство прав человека и т.д.
Становление Русской антидиффамационной лиги, проводящей акции и манифестации, массированные кампании в СМИ, создающей обстановку нетерпимости и позора в отношении идейных противников и фактических неприятелей России как нации, в отношении обидчиков граждан, оскорбителей общества.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.