Конец света – 2020. Внук Махатмы Ганди предупреждает о звуках последнего отсчета
Эта статья – перевод речи Гопалкришны Ганди, 64-летнего внука Махатмы Ганди, губернатора штата Западня Бенгалия, он произнес ее 16 июня 2009 года перед ученими – атомщиками в центре ядерных исследований города Калькутта. Оригинал статьи опубликован в номере журнала Outlook India от 6 июля 2009 года. Перевод мой.
Читать слова внука великого деда можно очень просто, в нужных местах подставляя вместо слова "Индия" слово "Украина". К сожалению, за 18 лет независимости ни один президент и премьер в своих программных речах не коснулись вопросов сохранения среды обитания украинцев. В результате ситуация в украинских городах является живой иллюстрацией экологического кошмара, о котором говорит Гопалкришна Ганди. Наша наука, в том числе и экологическая, полностью раз рушена, а эксперты – экологи обслуживают корпорации, которые вносят посильный вклад в уничтожение здоровья граждан и остатков нашей природы. Конечно, нашу экологическую ситуацию пока не сравнить с индийской, но в Индии вопросами экологии и влияния климатических изменений занимаются уже 10 лет. У нас – ни дня. И пусть только кто-то скажет, что у нас все хорошо. Неверующим я могу провести пару обзорных ландшафтных экскурсий, а врачи за небольшую плату проведут экскурсии внутри вашего организма. Жареный петух уже не просто клюет нашу страну, он наполовину выклевал наши очи. И только наш воспаленный больной мозг, увлеченный борьбой политиков за власть, дурными обещаниями благополучия, мешает увидеть проблемы, требующие немедленного решения. Невнимание к вопросам выживания, скорее всего, является следствием химического отравления, которому ежедневно подвергаются жители наших городов. Впрочем, осознав несколько простых моментов, из обреченных на смерть мы можем превратиться в конструкторов будущего. О чем и говорит Гопалкришна Ганди, но пока не говорит ни один из наших губернаторов и депутатов.
Не так давно газеты всего мира очень красочно писали о возможном столкновении Земли и Марса, которое может случиться через несколько миллиардов лет. Когда я представлял себе картину как две огромных планеты врезаются друг в друга, мне это напомнило один знаменитый анекдот о диалоге между преподавателем и студентом.
Преподаватель сообщил на лекции, что Земля и Солнце очень медленно, но неуклонно приближаются друг к другу, и наша планета через несколько миллиардов лет просто сгорит в огне. "А через сколько миллиардов лет это случится" – тревожно спросил студент. "Где – то через шесть миллиардов" – последовал ответ. "А...ну ничего...тогда хорошо, а то я подумал, что где-то через три" – сказал студент без тревоги в голосе.
Естественные опасности, такие как столкновения с астероидами или землетрясения – это наши космические учителя. Они оповещают нас о законах и процессах на планете Земля. Ясные сигналы климатических изменений – это тоже наш учитель. Они предупреждают о том, что ждет нас в будущем. Но в отличие от приближения Земли к Солнцу, многочисленные бедствия от изменения климата придут не через миллиарды лет. Они не заставят себя ждать ни 600 лет, ни даже 60. Если вы видели фото Антарктики, ледника Ганготри (истоки Ганга) или острова Горамара в местности Сундербан (самый большой в мире участок тропического леса в дельте Ганга, остров Горамара практически затонул, все люди переселены), сделанные пять лет назад и можете сравнить их с сегодняшними снимками, то сразу поймете, что я имею ввиду. Глобальное изменение климата и повышение уровня мирового океана изменяет лицо Земли. Берега и устья рек в штате Западная Бенгалия, где земля крошится как бисквит в чашку кофе, красноречиво завляют об опасности.
Вместе с космическими учителями на факультете ужасных прогнозов известны также доктор Террор и профессор Катастрофа – биотеррор, биокатастрофа, химическая катастрофа, атомный террор, атомные катастрофы. А также возможные нанокатастрофы. Братья близнецы – террор и катастрофа – биологические, химические и атомные – это не просто возможные варианты будущего. Давайте будем честными, это очень даже вероятные варианты будущего. Они всегда рядом с нами, и могут предстать во всем своем ужасе в любой момент, даже сейчас, в эту минуту.
Попадание опасных устройств в негосударственные руки – это вероятность катастрофы. Неправильная сборка, или ошибка систем безопасности – это реальная угроза. Человечество же живет как тот студент – астроном, который ищет убежища в удобной иллюзии, что все эти угрозы, хотя и реальны, все еще далеки от настоящего в пространстве и времени. Пришло время их осознать.
Любая из вышеперечисленных техногенных опасностей может серьезно повредить жизнь на планете, или даже полностью ее уничтожить. В последние годы к ним добавилось изменение климата, которое, хотя и выглядит как естественный процесс, не обошлось без влияния человека.
Лорд Мартин Рис, астроном и философ – астрофизик из Великобритании, в своей книге "Последний век", говорит, что если принять во внимание все риски, сопутствующие человечеству, в том числе и риски научных экспериментов, шансы на выживание человечества выглядят как 50 на 50. Журнал Wired в 2002 году принимал ставки, касающиеся предсказания будущего в общественной, научной и технологической сфере. Так вот, лорд Рис поставил $1000 на то, что до 2020 года в одной из катастроф, вызванной биологической ошибкой или биологическим терроризмом, погибнет миллион человек одновременно. Он говорит, что надеется, что ставка не сыграет, хотя и признает, что надежд на проигрыш мало.
2020 год всего через 11 лет. До конца века всего 90 лет. Увидят ли наши дети и внуки конец века? Нет никаких причин, чтобы на это надеяться. Есть много причин для беспокойства. Есть огромная, экзистенциальная необходимость действовать. К сожалению, мы сейчас слишком далеки как от действия, так и от беспокойства. Мы отрицаем очевидное.
Ученые, как и государственные деятели, всегда были носителями перемен. Мир менялся в соответствии с их объяснениями и полученными ими знаниями, а также благодаря их деятельности. Иногда мир менялся настолько быстро, что они не успевали за своими собственными изобретениями, бежали следом и кричали: "Стоп!. Я ничего подобного не имел ввиду!".
В 1945 году в Лос – Аламосе, Роберт Оппенгеймер, когда впервые увидел, как ядерный взрыв осветил, сотряс, превратил в жидкость и газ пейзаж перед его глазами, он процитировал эпизод о "всепоглощающей смерти" из "Бхагавад – Гиты". Я считаю, что манифест о ядерной опасности, подготовленный в 1955 году Бертраном Расселом и подписанный, кроме всех прочих, и Альбертом Энштейном, должен быть известен в мире не меньше, нежели Геттисбургская речь Авраама Линкольна или работа Мартина Лютера Кинга "Есть у меня мечта". Авторы этого глубочайшего послания говорят: "Мы высказываемся не как представители одной нации, континента или вероисповедания, а как человеческие существа, представители вида Homo Sapiens, чье существование поставлено под сомнение...". Сегодняшние опасности это уже не только ядерная угроза, но и гигантская опухоль из множества иных угроз, выращенных человеком за последние 100 лет.
Многие из вас читали повесть Джузеппе Томази "Гепард", великолепную историю, неподвластную времени. Там есть такая фраза: "Если мы хотим, чтобы все осталось по-прежнему, нужно, чтобы все изменилось". Другими словами, чтобы "все осталось как есть" или чтобы "мы остались как есть", для того, чтобы мы выжили, все должно измениться, причем немедленно, уже до 2020 года. Но, и это НО надо писать большими буквами, все должно меняться не так, как оно менялось до сих пор. Все должно меняться совсем не так как раньше, очень по-другому.
Ученые и государственные деятели, как я уже говорил, всегда совершали революционные преобразования. Но сейчас перед ними стоит совершенно иной выбор. Сейчас не нужно метаться между лагерями "революционеров" и "консерваторов", между так называемым "прогрессом" и сохранением "статуса кво", нужно выбрать между старым и новым стилем перемен. Сама идея перемен нуждается в переосмыслении, а также направление изменений, цель изменений, и суть изменений. И, цитируя манифест 1955 года, они должны сделать это как "представители вида "человек", чье существование поставлено под сомнение". И есть еще одна самая трудная задача, которую ученые и государственные мужи должны осуществить – повести за собой общество.
Готовы ли они к этому? Поняли ли уже, что это необходимо? Готово ли к этому общество? Готово ли общество к тому, чтобы отвергнуть то, чему их несколько поколений учили слепцы – идеологи? Я думаю, что некоторые уже готовы, как и некоторые сегменты общества. Мир предпринял некоторые действия по сокращению ядерных арсеналов, вопросы изменения климата стоят на повестке дня всех серьезных правительств в мире. В Индии премьер – министр Манмохан Сингх создал специальную команду, которая занимается вопросами изменения климата, действиями которой руководит Джайрам Рамеш, новый министр экологии. Это говорит о том. что Индия озабочена вопросом смягчения последствий глобального изменения климата. Однако, если быть честными, всех предпринятых мер очень мало, чтобы даже наполовину смягчить эффект от огромного потребления энергии и топлива.
С того момента, как их деятельность соприкасается с основами жизни, ученые должны стать философами, также как художники, которые прикасаются к сути бытия, становятся пророками. Я назвал Мартина Риса философом – астрофизиком, потому что он показывает нам путь. Соединив эмпирический метод и процесс накопления знаний, ученые смогут стать эмпирическими философами, конструкторами будущего. В этой роли они смогут превратить наш век из "последнего" в полностью новый.
Самые мощные перемены в истории совершались благодаря личностям – носителям перемен. Первый премьер – министр Индии Джавахар Лал Неру по праву назван архитектором современной Индии. Но давайте посмотрим, что пишет о нем его биограф Сарвепали Гопал: "Неру, который в 1956 году побывал на открытии дамбы Бхакра Нагал на реке Сутледж в штате Химачал Прадеш (это самая большая в Азии плотина, высота 225 м), произнес, "Это новые храмы Индии, которым я поклоняюсь". Однако, уже через два года он сомневался, что правительство одобрило бы такой проект, если бы его представили позже..."
Сейчас, я думаю, пришло время для новых манифестов по типу манифеста 1955 года, которые бы говорили обо всех угрозах, включая и ядерную тоже. Научный мир должен переключиться на другие задачи – от создания разрушения и разрушения созданий, которые мы наблюдаем с 1945 года, к спасению планеты во всем ее многообразии. Время пришлое, минуты бегут, идет последний отсчет!
Бывший президент Индии Абдул Калам назвал 2020 год краеугольным камнем нашего развития, краеугольным камнем прогресса, роста. Но на пути к этому краеугольному камню, что мы будем делать с минами, которые заложили доктор Террор и профессор Катастрофа. Сегодня необходимо алхимическое прикосновение неизбежности перемен, прикосновение освобождения, содержащее импульсы нового дизайна будущего Земли.
Это можно осуществить только силой разума 21-го века. Мы должны выйти за пределы устаревшего мышления. Формула быстрого экономического роста является фатальной для человечества. Нам нужны другие формы роста, новые идеи прогресса, свежие определения что такое "прогресс" или как оно там будет называться. Антоним слова разгон – это не торможение, а поиск оптимального темпа, или того, что Будда называл Правильное Понимание. Способность отличать хорошее от плохого является врожденной в каждом из нас. Она сопряжена с чувством ответственности. Ученые знают это лучше других. Ричард Престон говорил: "Единственное, что мешает созданию супервируса, который убьет все человечество, это чувство ответственности ученых".
Планете Земля нужен не "откат назад", не "возвращение к простоте". Антоним сложности и запутанности это не "простота", а "ясность". Есть три вида негативной глобализации нашего времени – глобальный хаос, глобальный террор и глобальное изменение климата. Все они как бумеранги, которые некогда запустило человечество, вернувшись, они могут нанести сокрушительный удар. Если ученые и политики начнут работать на благо всего мира, а не на благо его частей, они смогут стать агентами тех перемен, которые нужны всему человечеству. Если этого не произойдет, все будет идти своим чередом, так как сейчас. До тех пор, пока не погаснет свет, в буквальном и метафорическом смысле, а во всех видах наших двигателей иссякнет топливо и не будет больше выхода. Но если они смогут, то на планету вернется позитивная динамика.
Мы, индийцы очень гордимся нашим космическим проектом "Чандраяна" (хинд. Лунная колесница). Он очень важен для страны. Однако в жизни есть не только важные вещи, но и безотлагательные. От гор до океанов, от ущелий до пляжей, мы видим, как человеческое вмешательство вырывает душу из нашего наследия, кучи пластикового мусора растут как огромный гриб на каждом дюйме нашей земли, бессмысленные бетонные сооружения появляются как пузыри в общественных местах, наши гималайские леса под угрозой, наши ледники тают, реки мелеют, а то, что от них осталось, полно химических отходов, наши водоносные горизонты истощены, колодцы пересыхают, а воздух полон токсичных газов. Кроме "лунной колесницы" нам нужны "Земная колесница", "Гималайская колесница", "Колесница ветра" и "Колесница воды".
И что самое главное, мы должны преобразовать Великую Колесницу безумного роста, который сопровождается огромным потреблением энергии в Малую колесницу человеческой ответственности и экологического разума.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.