Ради дедушки Ихиля и бабушки Фриды
Уманское паломничество – это без преувеличения наш украинский Иерусалим, святое место, куда ежегодно приезжают тысячи паломников. Уже сам этот факт должен остановить множество ненужных и лживых спекуляций, сопуствующих паломничеству. Уманское паломничество хасидов – это гордость Украины, один из самых живых моментов украинской современности. Умань – это Эрец Исроэль, земля обетованная, именно так называют этот город приезжающие сюда религиозные евреи. Потому что так называл эту землю раби Нахман – выдающийся гуманист 19 века, который чудесным образом оказал влияние на всю украинскую историю.
Последние три года, приезжая в Умань, я всегда вижу полковника советской армии 90-летнего Ихиля Вигдоровича, окруженного толпой хасидов. Они говорят с ним на идиш. И хотя дедушка очень старый, инвалид без руки, я вижу, что он в эти дни оживает и даже вспоминает песни, которые пела его мама на ныне мертвом в Украине языке. А есть еще бабушка Фрида, которая всем говорит, что ей 80, но на самом деле ей больше 90 лет. Для нее это тоже возможность вспомнить идиш. А еще приезжие хасиды делают еврейским старикам небольшие подношения, я думаю, очень полезные, поскольку Украина пока не может достойно содержать своих пенсионеров любой национальности. Только ради Ихиля и Фриды стоит гордиться тем, что каждый еврейский Новый Год в Украину приезжает 25 000 паломников.
Что смущает меня лично, так это милицейские кордоны, которые не пропускают в хасидский квартал посторонних. Я думаю, это неправильно, поскольку обижает местных жителей. Милиция должна охранять порядок в том случае, если его нарушают. Эти превентивные меры ни к чему. В мирном поведении хасидов я уже неоднократно убедился, думаю, что уманчане тоже никому бы не причинили вреда.
А так получается, что одну мою знакомую, кстати еврейку по отцу, милиция таскала целый вечер по отделениям, чтобы выяснить кто она и зачем приехала. Но ведь может человек просто приехать, чтобы посмотреть на паломничество, которое является в том числе и культурным актом. До сих пор в "зону" пускают только журналистов, я думаю, это не совсем правильно.
Я не боюсь людей в кипах, тюбетейках, чалмах, тюрбанах, кыргызских калпаках, штраймлах, до тех пор, пока они без оружия. А вот людей в фуражках, пилотках и камуфляже боюсь инстинктивно, не знаю почему. Причем, с настороженностью относился к ним при любом министре внутренних дел. В основном, к милиционерам, охраняющим паломничество, претензий нет, но на мой взгляд, особой работы там нет – ни драк, ни поножовщины, ни конфликтов. Милиция чаще всего выступает добровольными помощниками хасидов, провожает, показывает дорогу, вызволяет из лифтов. Ну и еще выступает добровольными шабэс-гоями, включает внезапно выключившийся свет в шабат, когда иудеям нельзя работать.
Тут текст о паломничестве, который сегодня вышел в газете "Сегодня", там есть немного о пророчествах раби Нахмана, мне кажется, это очень добрые и гуманные слова о будущем мира.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.