6 листопада 2009, 12:40

Пассажирская авиация. Что лоукосты нам готовят?

Маленький отчет о встрече с руководителем компании Wizzair в Украине Натальей Казмер

Хочу сообщить несколько важных на мой взгляд моментов, которые я вынес из дискусии с г-жой Казмер.

- В ближайшие полгода Виззейр не будет открывать новые рейсы из Украины. В то же время компания обещает не повышать цены на уже существующих направлениях. До сих пор в ноябре – декабре 2009 билеты на определенные даты можно купить по 169 грн. Каждый человек – пассажир, и каждый пассажир хочет летать дешево, в этом преимущество философии лоукост компаний надо так называемыми традиционными компаниями. Украина – одна из последних стран Европы, где внутренние перевозки стоят баснословно дорого – $200 туда и обратно. Правда, весь следующий год надежды на их удешевление – никакой.

- Пока Виззейр будет летать из Киева в Дортмунд, Тревизо (Венеция), Катовице, Симферополь, Кельн – Бонн, Мемминген (Мюнхен) и Лутон (Лондон). Рейс в Осло пока отменяется, возможно до летнего расписания. Из Львова пока выполняются только рейсы в Дортмунд. Впрочем, как сообщалось, 1 апреля 2010 аэропорт Львов должен закрыться на реконструкцию, и рейсы будут отменены или перенесены в другой порт по возможности.

- Что касается внутренних рейсов, то до летнего расписания – 2010 это будет только Киев – Симферополь. Дальше компания будет анализировать рынок. По моему мнению, внутренних дешевых рейсов не будет еще как минимум год. Ни Харькова, ни Запорожья, ни Одессы, ни Львова из Киева. Основная причина – слишком высокие аэропортовские сборы в периферийных украинских аэропортах. Наши аэропорты до сих пор считают, что летать самолетами это не передвигаться, а "понтоваться".

- С июня месяца 2010 года в летнем расписании Виззейр надеется на открытие новых направлений из Украины. Эти надежды связаны с поставкой третьего самолета А-320 в Украину, если будут расширяться возможности на международных перевозках, будет и самолет. На сегодняшний момент в ГАА (Госавиаадминистрации) лежат заявки на рейсы в Эйндховен (Нидерланды), Шарлеруа (Брюссель), Бергамо (Милан), Чампино (Рим), Прага, Хан (Франкфурт). Пока их удовлетворение зависит от переговоров между ГАА и правительствами этих стран. До тех пор пока договор об "открытом небе" между Украиной и ЕС не подписан, для открытия новых направлений нужны двухсторонние договора. Компания Виззэйр уже имеет назначение в Тбилиси, но рейсы пока открывать не спешит из-за небольшого пассажиропотока в этом направлении.

- Виззейр не собирается уходить с украинского рынка, несмотря на то, что проект на нашей территории пока еще не приносит прибыли. В 2010 компания планирует выйти на "ноль", а прибыль начать получать в 2011 году. На сегодняшний день компания имеет на киевской базе 2 самолета марки А-320.

- В долгосрочные планы Виззейр входит создание еще нескольких баз в Украине. Следующей базой после Киева может стать Львов, по самым оптимистическим прогнозам – не раньше чем через 2 года.

- Ситуация с пассажирскими авиаперевозками в Украине должна измениться после подписания договора об "Открытом небе" между Украиной и ЕС. Для этого необходимо, чтобы Украина имплементировала правила воздушных перевозок, существующие в ЕС. После подписания договора для открытия международных рейсов уже не будут необходимы межгосударственные соглашения, достаточно будет договора между аэропортами – то есть новый рейс можно будет открыть за неделю – две, как это сейчас делается в Европе при необходимости. К примеру, "Открытое небо" позволяет перехватывать пассажиропоток обанкротившихся компаний, быстро занимать освободившиеся направления, да и вообще обеспечивает гибкость системы пассажирских перевозок и противостоит коррупции в разрешительной сфере.

- К лету 2010 году рынок украинских авиаперевозок кардинально изменится. Во-первых, крупные игроки на этом рынке ожидают окончательного "приземления" "Аэросвита", это освободит ряд перспективных направлений, на которые могут стать дешевые авиакомпании. Даже если этого не случится, и компанию каким-то образом купят структуры Игоря Коломойского, все равно ее придется реструктуризировать, и некоторые направления будут потеряны. Как известно, "Аэросвит" закрыл рейсы в Алматы, Астану, Гамбург, Стокгольм, Дюссельдорф, Каир, Дели, Торонто и Баку. Исходя из того, что Дели закрыли в самый самый сезон, можно подозревать, что у компании не все хорошо. Официальная позиция компании – "мы закрыли эти рейсы временно, из-за отстутствия загрузки". На мой взгляд, билеты в Дели у "Аеросвита" были слишком дорогие ($1100), и даже акции, когда часть билетов продавалась по $399, рейс не спасли, акционных билетов было слишком мало. Кроме того, в июне 2010 заканчивается монопольное право компании МАУ на выполнение ряда европейских перелетов, что также может оздоровить рынок и увеличить конкуренцию, которая всегда приводит к снижению цен.

- Новые лоукост-перевозчики пока на украинский рынок не стремятся, считая его проблемным. Пока что, кроме Виззэйр к нам летают только Эйр Арабия (в Шарджу) и Germanwings (в Кельн). Очевидно, что до лета 2010 новых компаний на украинском рынке не прибавится. Компания Эйр Арабия когда-то обьявляла о планах создания в Киеве крупного транзитного хаба, но пока что от этих планов отказалась. Такое же решение приняла и компания Флайдубай, которая хотела перехватить украинских пассажиров, следующих в Индию. Компания не стала выходить ни на украинский, ни на индийский рынки.

Вятрович и Ганди, Бандера и Чандра Бос

Вчера из Британии пришла хорошая новость – Дэвид Кэмерон открыл в Лондоне памятник Махатме Ганди. Что сразу же вызвало патриотический подъем у украинских националистов, Вятрович даже блог написал на "УП", сравнив Ганди со Степаном Бандерой...

Мы – люди мира

Если совсем не быть циничным, то нам нужно перемирие для того, чтобы: - перестали приходить сводки о убитых и плененных военных, не только с украинской стороны, но и со стороны моих донецких земляков, и даже российских военных, обманом втянутых в дурацкий конфликт...

Где дитя Майдана?

Хочу позволить себе одно выступление относительно предвыборной кампании. Наверное, последнее философское. Очень многих из тех людей, активистов и журналистов, которые сейчас разошлись по разным партийным спискам, я знаю лично...

Донецкие? Хотите домой?

Дончане и луганчане, покинувшие свои дома из-за боевых действий. Сколько вас? Один миллион, два миллиона? Больше? Кто еще, кроме вас, должен решать судьбу вашего региона, ваших оставленных домов, школ, где учатся ваши дети? Вам все равно, куда вы вернетесь? Будете ли расплачиваться рублями или гривнами, по каким учебникам будут учиться ваши дети? Вообще, вы собираетесь вернуться в свои дома? Если да, давайте поговорим о том, что в переговорах должны участвовать вы, ваши представители, люди, которых выдвигает общество, землячество, сообщество, или как вы это назовете...

ДНР: мертворожденная революцией

Когда ходишь по улицам Донецка, то создается впечатление, что все, что там происходит – дело рук местной "элиты", то есть попытка провозглашения независимости организована лидерами Партии Регионов, которые находились в тесной связи с беглой "семьей" бывшего президента Януковича...

Спасибо, Добкин!

Хочу выразить благодарность Партии Регионов, без шуток. Очень хорошо, что ее лидеры в большинстве остались в своем уме и продолжают верить в Украину...