11 липня 2011, 17:50

Китай: 10 причин, почему стоит туда ехать

Китай у нас считается страной, которая не очень интересна путешественнику. В отличие от его части - Тибета, которому я посвящал предыдущую заметку на эту тему.

Трудно понять, отчего бытует такое мнение, почему Китай считают страной дешевых шмоток и тяжелой промышленности, по моему мнению – это просто глупый стереотип. Совсем дремучие люди, например, считают, что Китай – бедная страна, где рабочие в подвалах шьют футболки с надписью "Украина" за чашку риса в день, а если не работают, то варят в речной воде березовую кору – типа суп. Китай считается местом для шоппинга, деловых переговоров, а вовсе не для путешествий.

Тем не менее, я считаю Китай одной из самых экзотических стран мира, наряду с Непалом и Индией. Несмотря на бурное экономическое развитие, Китай все же остается очень необычной и удивительной страной. И, хотя многое теряется в результате преобразований, еще больше остается нетронутым. Что можно увидеть и почувствовать в Китае и ради чего стоит посетить эту страну, чтобы влюбиться навсегда.

История. Все, что вы могли видеть в фильмах "Герой", "Проклятие золотого цветка", "Крадущийся тигр, исчезающий дракон", существует на самом деле. Места, связанные с императором Хуан Ди, государством Наньюэ, а также древние столицы всех династий – все на местах. Древние горы, застроенные десятками монастырей, Шелковый Путь, Великая Стена, пещеры, где сохранились 40-метровые статуи Будд – все это можно увидеть. Правда, для этого, в отличие от, например, Шри – Ланки нужно проехать много сотни и сотни километров, но это стоит усилий.



Масштабы. Расстояния в Китае сравнимы с расстояниями в Индии и России, поэтому неправильно думать, что страна густо заселена и плотно застроена 16-этажными домами. И на севере и на юге есть огромные пространства, леса, национальные парки, пустыни. Передвижение в поездах по Китаю – само по себе интересное занятие, будьте готовы к тому, что из одного интересного города в другой вы будете добираться, например, сутки.

Национальные меньшинства. Три самых больших национальных анклава в Китае – Тибет, Уйгурия и Внутренняя Монголия, занимают более трети территории страны, но это далеко не все меньшинства. На юге Китая живут десятки разнообразных народностей, чтобы их увидеть, нужно посетить провинции Юннань, Сычуань и Гуанси. Самые известные из них – Яо (2 млн. чел.), Мяо (9млн.чел.), а всего в КНР – 55 официальных народностей. Обычаи и культуры, а также лица и одежда этих людей так же разнообразны, как это когда-то было в Российской империи, конечно, сейчас самобытность теряется, но есть еще лет 10, я думаю.

Ландшафты. На территории Китая есть уникальные горы, утесы, скалы, подобных которым больше нет в мире. И это не только все известный Тибет. Достаточно погуглить изображения Яншуо, чтобы понять, насколько необычны там пейзажи. В Уйгурии – настоящие пески пустынь, настоящие оазисы, во Внутренней Монголии – степи, на острове Хайнань – пляжи.

Чай. Любой человек, отправившийся в Китай, быстро понимает, что то, что продается в Украине под видом чая – вовсе не чай, или чай, но не такой. На родине чая, а особенно в провинциях Юннань, Гуандун и Фуцзян, можно познакомиться с настоящими чайными вкусами – зеленым чаем, улунами, пуэрами, любао. С недавнего времени в КНР производят и хороший черный чай – не уступает по вкусу лучшим индийским сортам. Чайная культура пережила в Китае все потрясения и сейчас переживает новый бум.

Люди. Китайцы, то есть граждане КНР любых народностей, достаточно милы и деликатны в общении. Большинство китайцев – люди нежадные, абсолютное большинство таксистов ездят по счетчику, в большинстве кафе и ресторанов не стараются обмануть. Конечно, бывают и "разводы", но в основном люди поразительно честны, готовы помочь, даже если не знают языков. Уровень напряженности в обществе кажется очень низким, спокойствие ценится, душой можно отдохнуть даже в самом шумном китайском мегаполисе. Сфера обслуживания по сравнению с нашей – просто высший класс, кафе, парикмахерские, прачечные.

Китайцы очень общительны, им интересны иностранцы, и если в вагоне поезда найдется один человек, говорящий по-английски, то будьте уверены, что вы будете продолжительное время отвечать на вопросы всего вагона. Кстати, как и у нас, угощать рядом сидящих пассажиров считается нормальным. Между людьми в целом значительно меньше дистанции, при разговоре нормально трогать собеседника.

Экономика. Хотя я не сторонник достижений современной цивилизации, но тому, что происходит в КНР, нельзя не изумиться. Стройки, где одновременно работает 60-80 кранов и идет строительство целых городов, поражают воображение. Причем кое-где в новых пятиэтажках вместо крыш – солнечные панели. Протяженность качественных платных автодорого растет на 10% в год. Между полосами на таких дорогах не просто отбойник, а аккуратно высаженный кустарник. Народ, если не работает на производствах, то занят предпринимательством, помещения на первых этажах – магазины или харчевни. Внутри дворов, даже в "хрущевских кварталах" – небольшие базарчики, выходить из квартала не надо.

Медицина. Народные больницы – фантастические – в Куньмине (столица провинции Юннань, одной из самых отсталых) например, внутри больницы ездят лифты, как в Киеве в торговых центрах – прозрачные капсулы. Кроме того, есть эскалаторы, старым и больным людям не нужно карабкаться по лестнице. Визит к врачу – $1, очередь – электронная, как в банке, загорается номер талончика и вы идете на прием.

Кроме гигантских больниц, помощь вам могут оказать во множестве фельдшерских пунктов при аптеках, то есть за простым уколом не нужно ехать в больницу.

Транспортная инфраструктура. Общее впечатление от китайского транспорта – нам есть чему поучиться, хотя и китайская система не совсем совершенна, она скорее похожа на улучшенный СССР. Железная дорога Китая – одна из самых протяженных в мире, есть два класса спальных вагонов – на 6 полок в отсеке и на 4, поезда чистые, всегда есть кипяток и работает кондиционер. Самая высокогорная в мире железная дорога находится в Китае – это дорога Тибет – Цинхай, которая забирается на высоту 5400 м, в вагоны в высокогорье подают кислород, чтобы пассажиры не страдали от его нехватки. Любопытно, что вокзалы в Китае устроены как аэропорты, то есть, после прохождения через рамку (вещи через рентген), вы попадаете в зал ожидания, откуда, после того, как обьявят посадку, на перрон. Просто так по перронам никто не ходит, пассажиры появляются там только во время посадки, встречающих не пускают – это позволяет избежать неразберихи. Вокзалы, как правило, огромны, скорее напоминают аэропорты. Продажа билетов открывается за 15 дней до отхода поезда – это антикоррупционная мера.

Внутри провинций и между основными городами – оживленное авиасообщение, билеты, правда стоят не меньше $100, а внутренних лоукостов в Китае пока нет. Любопытно, что цены падают ближе к дате вылета, а не так, как у нас. Билеты выгоднее всего покупать у агентов, которых много в крупных городах, в интернете может быть дороже.

Отдельный плюс – за автобусное сообщение между крупными городами. В Китае распространены большие спальные автобусы, в салоне 28-30 мест, все время в пути вы лежите на индивидуальной кровати. Это было бы идеально, например, на маршруте Киев – Луганск, Киев- Донецк, или Киев – Ялта, где пока что приходится спать сидя. Автобусы в Китае дешевле поездов, если дублируют железную дорогу, и дороже, если параллельной железной дороги нет.

Вкусы. О китайской еде можно писать книги, поэтому остановимся лишь на некоторых моментах. Продукты в Китае необычайно качественны, на базарах и в супермаркетах. Соответственно, то что из них готовят в ресторанах, только их улучшает. Китайская кухня разнообразна, от региона к региону, часто бывает, что забегаловка может специализироваться на изготовлении только одного блюда, например, лапши с мясом, срезанным со свиных ножек и вымоченных в соевом соусе. Все это тушится с картошкой и томатным соусом. В среднем ресторане можно заказать 50-70 блюд, редко бывает, что что-то вам не смогут приготовить. Невкусной еды практически не бывает, бывает своеобразная.

Я думал, что меня удивить едой невозможно, но когда увидел, как мужчины едят ложечками мозг из вареных бараньих голов, то окончательно понял, что Китай – страна по-настоящему экзотическая. Те китайские рестораны, что есть в Украине – лишь ничтожная часть спектра китайской кухни, насчитывающей тысячи оригинальных кушаний. Тут уже даже не к месту говорить, что еда в Китае стоит недорого, а порции – очень большие, это само собой разумеется.

Несмотря на то, что алкоголь дешев и доступен везде в любое время суток, повального пьянства не наблюдается, да и вообще никакого не наблюдается. Впрочем, как и в Украине, хорошее застолье без алкоголя не обходится, по крайней мере без пива, дешевого и вполне качественного. Интересно, что движения пива между провинциями почти не наблюдается – в Юннани пьют в основном "Дали", в Уйгурии – "Вусу", в Ганьсу – "Хуан Хэ", в Тибете – "Лхаса".

В августе мы планируем групповое путешествие в Южный Китай, я не знаю, состоится ли оно, во всяком случае, если не в этом году, так в следующем. На самом деле мне нужно хотя бы 8 людей для такого путешествия, а их пока нет – наши граждане летом ездят только на моря, а зимой в Китае – холодно, даже на юге. Ну посмотрим, надежда еще есть. В любом случае, я рассказал, что хотел)

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Вятрович и Ганди, Бандера и Чандра Бос

Вчера из Британии пришла хорошая новость – Дэвид Кэмерон открыл в Лондоне памятник Махатме Ганди. Что сразу же вызвало патриотический подъем у украинских националистов, Вятрович даже блог написал на "УП", сравнив Ганди со Степаном Бандерой...

Мы – люди мира

Если совсем не быть циничным, то нам нужно перемирие для того, чтобы: - перестали приходить сводки о убитых и плененных военных, не только с украинской стороны, но и со стороны моих донецких земляков, и даже российских военных, обманом втянутых в дурацкий конфликт...

Где дитя Майдана?

Хочу позволить себе одно выступление относительно предвыборной кампании. Наверное, последнее философское. Очень многих из тех людей, активистов и журналистов, которые сейчас разошлись по разным партийным спискам, я знаю лично...

Донецкие? Хотите домой?

Дончане и луганчане, покинувшие свои дома из-за боевых действий. Сколько вас? Один миллион, два миллиона? Больше? Кто еще, кроме вас, должен решать судьбу вашего региона, ваших оставленных домов, школ, где учатся ваши дети? Вам все равно, куда вы вернетесь? Будете ли расплачиваться рублями или гривнами, по каким учебникам будут учиться ваши дети? Вообще, вы собираетесь вернуться в свои дома? Если да, давайте поговорим о том, что в переговорах должны участвовать вы, ваши представители, люди, которых выдвигает общество, землячество, сообщество, или как вы это назовете...

ДНР: мертворожденная революцией

Когда ходишь по улицам Донецка, то создается впечатление, что все, что там происходит – дело рук местной "элиты", то есть попытка провозглашения независимости организована лидерами Партии Регионов, которые находились в тесной связи с беглой "семьей" бывшего президента Януковича...

Спасибо, Добкин!

Хочу выразить благодарность Партии Регионов, без шуток. Очень хорошо, что ее лидеры в большинстве остались в своем уме и продолжают верить в Украину...