Борис Кушнірук Економіст. Член Центрального проводу Народного Руху України

Російська політика "чорних списків": як мають діяти МЗС та СБУ

12 липня 2008, 18:29

Нещодавні заяви депутатів Держдуми Росії про скасування так званих "чорних списків" спонукали мене написати невеличкий коментар, який днями був розміщений в УНІАН (http://www.unian.net/ukr/news/news-260909.html).

Російська політика "чорних списків": як мають діяти МЗС та СБУ

В останні дні у ЗМІ згадувалося про засідання в Одесі депутатських груп Верховної Ради України та Державної думи Росії з міжпарламентських зв'язків, на яких обговорювалося питання так званих "чорних списків" (http://unian.net/ukr/news/news-260164.html).

Показово, що Україну в цих посиденьках з росіянами постійно представляють "народні обранці", які мають дуже сумнівну репутацію і сидіти які мають не в парламентських кріслах, а в зовсім інших місцях, – де вони б могли зміцнювати дружбу між специфічними контингентами народів різних країн. Але зараз все ж таки не про це... Хотілось би висловитися щодо так званої проблеми "чорних списків".

Протягом трьох років ми спостерігаємо один і той самий сценарій.

Спочатку один з російських високопосадовців, перебуваючи в Росії чи в Україні, робить заяву, якою ставить під сумнів територіальну цілісність та недоторканність кордонів або відверто і брутально втручається у внутрішні справи України. Зрозумілою реакцією на це є заява МЗС чи СБ України, і ця особа оголошується "персоною нон ґрата". Бо справді, де ж це у світі можна побачити іншу реакцію влади на подібні заяви та кроки тих чи інших іноземних громадян.

Після цього державні діячі Росії висловлюють обурення такими "неадекватними" на їхню думку діями українською влади і при першій слушній нагоді, яку вони подекуди самі й створюють, не впускають у Росію одного з громадських чи політичних представників України. Які, до речі, жодних публічних недружніх заяв на адресу Росії не робили. Відразу після цього виголошується гучна заява російських можновладців із закликом відмовитися від практики "чорних списків". За цим українська сторона скасовує попередні рішення щодо осіб, яким заборонено в'їзд в Україну, при цьому робить їм "соте китайське попередження". Через певний час усе повторюється знову і знову...

Російські можновладці все роблять досить злагоджено. Вони відпрацювали схему, яка дає змогу спокійно і без жодних наслідків для себе втручатись у наші внутрішні справи й зазіхати на територіальну цілісність України, проводячи активну пропагандистську обробку як громадян Росії, так і відповідних кіл в Україні.

Очевидно, що провина за такий розвиток подій прямо лежить на МЗС України та політичному керівництві держави.

Як на мене, їхня помилка полягає в неправильній реакції на дії щодо невмотивованої заборони українським громадянам в'їжджати на територію Росії. Значно доречнішим було б не поспішати зі скасуванням своїх абсолютно правильних кроків щодо допуску в Україну осіб, котрі своїми заявами роблять собі політичну кар'єру в себе на батьківщині. Слід було б, по-перше, закликати Росію відмовитися від практики невмотивованого недопуску українських громадян. По-друге – так само при першій же слушній нагоді не впустити в Україну того чи іншого пана з російського істеблішменту. При цьому і йому самому, і російському МЗС публічно пояснити, що це робиться у відповідь на аналогічні дії російської сторони, наголошуючи на необхідності взаємно відмовитися від такої практики (невмотивованої заборони). Водночас важливо дотримуватися позиції щодо заборони в'їзду в Україну особам, які шкодять україно-російським відносинам. По-третє, добре було б доручити посольству України в Росії значно активніше роз'яснювати позицію Української держави щодо неприпустимості як невмотивованого взаємного недопуску громадян двох країн, так і будь-яких заяв, що ставлять під сумнів територіальну цілісність держав та мають на меті втручання у внутрішні справи одне одного.

Зрозуміло, що такі дії української сторони викличуть вже не показне, а реальне обурення північних сусідів, котрі не звикли дотримуватися норм міжнародного права. Водночас досвід останніх років показує, що саме жорстка й чітка позиція України допомагає вибудовувати куди більш сталі та спокійні відносини з Росією в тій чи іншій сфері.

Борис Кушнірук, Київ

P.S.

До речі, підтвердженням того, що дії української влади у стосунках з Росією постійно страждають недостатньою адекватністю, є аналіз умов знаходження Чорноморського флоту РФ на території України, який наданий у сьогоднішньому номері "Дзеркала тижня" (http://www.dt.ua/1000/1550/63572/).

powered by lun.ua
Коментарі — 20
Vokir _ 15.07.2008 15:26
IP: 217.111.33.---
Думаю, есть достаточно толковых людей способных неординарно и эффективно действовать на Украине, у меня тоже идей – и за месяц не опишешь. Так сколько можно держать старичка Черномырдина (хороший мужик, но это не его роль и не его время) послом на Украине? Господа советники президента, премьер-министра (или в обратном порядке) шевелитесь, ищите умных, молодых, предприимчивых, а то и у высших лиц закрадется подозрение, что вы вторую зарплату в Вашингтоне получаете.
Vokir _ 15.07.2008 15:25
IP: 217.111.33.---
Если вдуматься, мы обладаем громадным потенциалом по воздействию на политическую ситуацию на Украине. Одни семейные связи чего стоят, а гастарбайтеры (звучит-то как по нацистки), просто Наши люди с паспортами Республики Украина. Неужели трудно в период очередных-внеочередных выборов рады или псевдо-президента выделить недельный отпуск с оплаченными билетами к месту прописки, пусть родных повидают и проголосуют заодно (за кого?)? (Газпром и Роснефть не разоряться оплатить самолет из Тюмени и обратно, это же, в основном, их сотрудники) А по месту работы проводить разъяснительную работу, что, мол, трудно будет при такой политике сохранить рабочие места для владельцев украинских паспортов. И не надо ажиотажа, шума и криков с высоких трибун – все тихо, спокойно, буднично. А то такое впечатление, что наши политики маскируют своими гневными выступлениями сотрудничество с госдепом США.
К вопросу за кого голосовать: даже если бы Наши люди хотели проголосовать за вменяемых политиков – нет их на Украине. Надо создавать своих украинских политиков, а не надеяться на милость олигархических елементов, потому что оне перед выборами кричат о вечной дружбе. Не надо быть дураками и прятать голову в песок, надеясь что ничего с жопой не случиться. Случиться! Но время еще есть, надо начинать.
Vokir _ 15.07.2008 15:25
IP: 217.111.33.---
Меня потрясает некомпетентность, как там его принято называть, кремлевского пула. Такое впечатление, что они даже не знают где географически размещена сегодняшняя Украина. А ездить на Украину для них вообще унизительно и омерзительно. Видимо и с социопсихологами у них тоже напряженка. А может все дело в том, что они осознанно саботируют любые начинания по созданию единого Русского Государства?

У меня супруга из Львова, так что если надо, могу и по украински (точнее по львовски, уж слишком негомогенна украйнска мова) написать.

Так вот, скажу, что при мудром подходе можно не то что Донбасс и Крым активизировать, но и половину Запэдэнщины. Только не надо этой агрессивной риторики, мягче надо, ласковее. Например: "Несчастный Народ Украины (а не украинский народ – нет его, придумали, ну, и незачем напоминать) страдает под гнетом подлых политиков продавших Родину западу, Америке, Польше и т.д." "Но мы всей душей с вами" – ведь и правда с ними, только не надо поучать и указывать на ошибки – непродуктивно это. Они может забыли как к ним относились поляки в жечи посполитой, надо напомнить (но мягко, ненавязчиво): фильмы сниматъ, книги писать. И про голод тоже, только не в отдельно взятом регионе, а по всей руси, на опережение надо играть.
luko _ 13.07.2008 23:54
IP: 193.19.242.---
13.07.2008 14:15___ Ф-Всеволод: "...Историю Украины-Руси" Грушевского, изданную в 1918г., ..."
Цікаво, що в 1918 р. Мені відомо, що видавалась з 1905 р. у Львові. Деякі томи передруковувались на початку 30-х.
В "світлі совєтські" часи практично всі бібліотеки були "зачищені". Навіть в букіністичних магазинах була в списках, що зобов"язували купувати і знищувати. – А кажуть, що фашизм був не у нас.
В Москві, В "Ленінці" була в режимі "спецхрана" – відповідно видавали читати в режимі "спецзамовлення". --- Ви, мабуть, потрапили у виняткові обставини, що надибали в срср на Грушевського.
Щоправда в 1918 р. Грушевський видав, відразу після вимушеної "відставки" невеличку книжечку на кілька десятків сторінок з дуже критичними характеристиками русскіх росіян в порівняні з українцями. Ці характеристики не втратили сили в темі даної статті. Зокрема щодо дотримання угод. Це було в ті часи. А зараз. Росіяни не змінилися, а от українці, поварившись в срсрівськомі казані змінилися, – почитайте деякі коменти.
suspiria _ 13.07.2008 16:51
IP: 194.44.18.---
Ф-Всеволод
Вы много читали, как я понял. Хорошенько перечитайте Соловьева, Ключевского, особенно те главы времен правления Екатерины II, где описана предыстория принятия небезызвестного манифеста. К этому моменту украинский народ был уже полностью закрепощен своей многочисленной старшиной. Екатерина просто унифицировала фискальный аппарат и привела все законы в единую систему.
И перечитайте у Костомарова и Лазаревского про "героического" Полуботка повнимательней.
И Кулиша "Крашанку" 1882г. где он пишет про галицийских нациков – "не способных подняться до самоосуждения, будучи народом, систематически подавленным убожеством, народом последним в цивилизации между славянскими народами".
Ф-Всеволод _ 13.07.2008 14:15
IP: 195.93.190.---
3. Есть другой лагерь. Это люди, которые от рождения чувствовали себя не каким-то советским народом и уж тем более не русскими, а именно украинцами. И родиной для нас всегда была Украина, а не какой-то поганый Совок, который мы презирали и ненавидели. В отличие от вас, может быть, мы не поддались ассимиляции, мы читали не только школьные учебники "истории" СССР, многие из нас читали и другие книжки (я, например "Историю Украины-Руси" Грушевского, изданную в 1918г., первый раз прочитал в 8-м классе), многие читали Карамзина, Соловьева, Ключевского "между строк" и делали определенные выводы. Мы всегда знали о Голодоморе от своих родных и знали тем более, кто его осуществлял. Я уже писал на УП, что в селе, где я жил до 18 лет было три памятника: погибшим на фронтах мировой войны – около 180 фамилий (точно не помню); памятник на могиле односельчан, уничтоженных карателями (мадьярами) – 242 фамилии; большой плоский холм с каменным крестом, установленном сравнительно недавно, где лежат более 500 человек, умерщвленных комуняками. И я всегда знал, кто виноват во всех этих жертвах только одного села на Полесье.
Поэтому никогда не будет понимания между группой 1 и 3. Никогда не будет понимания и примирения между группами 2 и 3.
Ф-Всеволод _ 13.07.2008 14:14
IP: 195.93.190.---
2. Вы, насколько я понимаю, находитесь в антиукраинском лагере, подобные вам считают вообще восстановление государства украинцев политическим недоразумением. Вполне возможно и даже с очень большой вероятностью, что вы либо потомок имперских колонизаторов, либо потомок ассимилированных империей украинцев, которые еще большие радикальные имперцы. Также весьма вероятно, что ваши недавние предки угнетали украинцев через службу в имперском аппарате насилия (НКВД, армия, ГУЛАГ, ВКП (б), КПСС и т.п.) и участвовали в осуществлении организованного из Кремля Голодомора. Куда уж вам до хотя бы сочувствия к истребленным людоедами крестьянам-украинцам. Сколько бы вам не совали фактов под нос, сколько бы не доказывали той же государственной статистикой сталинского режима, что было целенаправленное уничтожение именно украинской нации, вы будете продолжать утверждать, что пострадали все, что Голодомора не было, а был обыкновенный голод и т.п...
Ф-Всеволод _ 13.07.2008 14:14
IP: 195.93.190.---
13.07.2008 10:44___ suspiria
Что касается усилий на признание мировым общественным мнением Голодомора геноцидом украинского народа, то тут я с вами согласен, что усилия черезмерные. Тут вопрос не истории и юстиции, а мировоззрения, т.е. вопрос нахождения личности в определенном лагере и его сознания отсюда, как принадлежащего к определенной группе (нации).
1. Например, большинству т.н. мирового "общественного мнения" абсолютно до лампочки не только Украина с ее недавней страшной историей и внутренними проблемами, но и даже проблемы близких соседей. Так называемым цивилизованным миром правит прагматический либерализм, когда мораль и совесть заменяют законы, суды, полиция, которые на свое усмотрение и определяют, что морально, а что нет. В таких условиях на первый план выступает, затмевая все, целесообразность, называемая хитрым словом прагматизм, фактически являющаяся политическим и экономическим цинизмом. Куда уж тут до рассуждений о каких-то украинцах с их Голодомором.
suspiria _ 13.07.2008 10:44
IP: 194.44.18.---
автору
Все расчеты приводимые в Вашем блоге и статье "Зеркала недели" очень интересны.
Также как и аргументы российской стороны. Если Вы хороший экономист, должны хорошо понимать, что с помощью цифр можно доказать что угодно.
Для чего тогда работает межправительственная комиссия по этому вопросу с украинской стороны, тратит деньги налогоплательщика? Россияне, как можно судить, свою з\п отработали на 100%. Неужели трудно заказать международный аудит и наконец-то посчитать непревзято кто и кому должен, если Украина не имеет своих специалистов, которые в состоянии внятно и квалифицированно изложить свою точку зрения?
Зато сколько усилий затрачено, что-бы доказать Мексике и Гондурасу, что голод на территории СССР, устроенный государством, которого больше нет, и партией, несуществующей с 1991г., был геноцидом украинского народа.
INIK _ 13.07.2008 00:15
IP: 91.201.245.---
Всем сюда – http://www.sevastopol.su
Спасаем Крым и Севастополь от аккупации российских шовинистов!
Yuri_D _ 12.07.2008 23:25
IP: 91.124.76.---
12.07.2008 21:55___ ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ
від чого Ви відволікаєте суспільство зараз – це ганебне втручання президента во внутрішню політику
Погоджуюсь, і на жаль не один п.Кушнірук цим займається.
А щодо президента – він ніякий і у зовнішній політиці теж.
семафор _ 12.07.2008 23:19
IP: 77.52.242.---
12.07.2008 23:03___ ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ
Семафор 22:16... Поміняв би, якби був таким орнітологом
Я розумію ступінь самокритичності, але не плутайте суб*єкт з об*єктом.
ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ _ 12.07.2008 23:03
IP: 77.121.157.---
Семафор 22:16... Поміняв би, якби був таким орнітологом
luko _ 12.07.2008 22:19
IP: 193.19.242.---
Адекватно...Для початку вигнати пару сотень агентів ФСБ?
Ні! – ВР спустошиться.
семафор _ 12.07.2008 22:16
IP: 77.52.242.---
ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ
Дуже довгий нік. Займає багато місця. Зміни на "ДЯТЕЛ". Те ж саме, але коротше.
ЮРКО_НЕРОЗУМНИЙ _ 12.07.2008 21:55
IP: 77.121.157.---
Це відволікаючий маневр для суспільства. Вкинути людям стару заєложену темку про нахабство начебто нашого сусіда і про власну неспроможність перебороти це. Але,шановний представник ЕЦ, дайте відповідь на запитання: чия відповідальність за зовнішну політику згідно нашої Конституції? Не будемо питати далі, а просто поставимо крапку. Найголовніше, шановний авторе, від чого Ви відволікаєте суспільство зараз – це
ганебне втручання президента во внутрішню політику з далеко нерайдужними перспективами для народу. Ось що зараз є пекучим для країни і для Вас як "економіста".
Підрахуйте будь ласка всі збитки для економіки як наслідок неприйняття змін до бюджету.Та вкажите пальчиком на того, хто вніс альтернативний "проект" змін до бюджету
тим самим спровокував неприйняття бюджету КМ, що пройшов профільний комітет ВР. Ось про що Вам треба волати як "економісту", а не лізти в хащі українсько-російських відносин. Привіт Крілю, він у вас призначен зіцголовою фірми "Рога і копита" с сьогодняшнього дня!
димко _ 12.07.2008 21:26
IP: 92.112.14.---
Вполне разумно.
Можно даже за свой счет производить мониторинг украинских СМИ и высылать россиянам распечатки всех заявлений, ставящих под сомнение территориальную целостность и суверенитет РФ. Пусть их авторов и непускают в РФ, а мы к себе – ихних Лужковых с Затулиными. Все без обмана.
Флинт _ 12.07.2008 21:23
IP: 217.87.124.---
Не может Украина разговаривать с Россией на равных. Во-первых, это разные весовые категории. Но, самое главное, разительный контраст между консолидированной позицией власти и бизнеса Москвы и отсутствием таковой в Украине, причем, по самым коренным вопросам. Например, Ющенко, сидя, фактически, на пороховой бочке, которая наполнена к тому же газом, мировым финансовым кризисом, расколом страны на Запад и Восток, на пастухов и овец и т.д., открывает беспорядочный огонь по Тимошенко, по своим же союзникам, в итоге – по всем избирателям. Такой подарок Москве не делал никогда Леонид Данилович, который был, все-таки, прагматиком. И ни один вменямый политик.
fun _ 12.07.2008 19:34
IP: 82.207.5.---
Наш МЗС, звичайно, далеко не ідеальний, але на російському напрямі щось намагається робити. Водночас, без належної підтримки й без чіткого визначення завдань МЗС завжди буде крайнім. Тому виникає питання, а що у нас робить РНБО з його чисельним Апаратом? В чому полягає їхня роль? І чи потрібен цей Апарат взагалі, коли все вирішує Секретаріат?
Карлик _ 12.07.2008 18:50
IP: 194.29.62.---
Якби наші політики їздили б заробляти капітал у Млскву з лозунгами до демократії,то їх там "зустріли" б обнаглєвшиє мєнти або скінхеди.Аналогічної дії до російських політиків бути не може,бо у нас мєнти не такі нахабні,а скінхеди почасти приїжджають лише з братської країни.Росія не може вжити "адекватних" заходів,бо наші політики їздять в Москву не з скандалом,а з пропозицією купити Україну.За це треба багатьох українських політиків оголосити персонами нон грата в Україні.Хай собі там жиють у підмосков"ї та лікуються на Байкалі.
Уряд реформ406 Корупція1348 Зеленський30 Україна та Європа1094 Aтака Путіна1232
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter