23 листопада 2009, 14:53

Экономдыбр/10

В прошлую пятницу в околоэкономической тусовке наблюдался небольшой переполох. По блогам прошел слух, что Украина объявила дефолт по своим облигациям. Слухи слухами, но налицо факт нервозности финансистов вокруг выполнения страной своих обязательств.





Достаточно вспомнить Нафтогаз, продемонстрировавший технический дефолит в октябре и реструктурировавший свою 500-миллионную задолженность с несомненными финансовыми и имиджевыми потерями для компании.

Суровые имиджевые потери также происходят от нежелания украинского государства возвращать по 400 млн гривен залога участникам злосчастного аукциона по Одесскому припортовому заводу.

Незаконность таких действий очевидна – чем это по сути отличается от дефолта? Наконец, в эту линию великолепно вписывается и странное поведение "Укравтодора", который ни с того ни с сего решил не выплачивать иностранным партнерам -итальянской компании Torno Global Contracting – второй транш в 3 млн евро. При том, что почти столько же уже было заплачено. Повод для невыплаты смешной и не имеет прямого отношения к проекту, который осуществлялся. Скандал же оказался нешуточным – итальянцы побежали судиться в Международную торговую палату.

Ну и наконец наша уникальная Укрзализныця. Она – не то орган власти, не то корпорация, черт ее разберет – 12 ноября вошла в состояние технического дефолта, условно говоря, не выплатив 110 млн долларов кредитору, банку Barclays (всего следует отдать 440 млн). Легкий пятничный шок возник в связи с тем, что еще 700 млн должны германскому Дойче банку, причем под гарантии государства. Невыплата долга барклайцам теоретически результирует в кросс-дефолте по долгу немцам, и впоследствии – в необходимости украинскому государству изыскать где-то 700 млн долларов для немедленного погашения долга. Что, оглядываясь на примеры, приведенные ранее, весьма и весьма маловероятно.

Словом, инвесторы нервничают, так как похоже, что украинское государство ходит по лезвию ножа. В этот раз пронесло – как заверили в самой Укразализныце, кредит Барклаю записан не на саму железную дорогу, а на дочернюю структуру, и, теоретически, кросс-дефолта может и не быть. Да и Дойче банк, учитывая нынешнюю непростую ситуацию, вряд ли будет идти в лобовой скандал.

В отличие от немецких банкиров, их украинские коллеги стремятся на полную использовать в своих интересах украинское государство, сделав из него эдакий концлагерь для своих должников. Новость это или нет, но именно на днях госпогранслужба официально призналась, что будет исправлять ошибки кредитных департаментов частных банков, и не выпускать за рубеж людей с задолженностью. Я думаю, что к нынешнему моменту юристы уже донесли широким массам правовой анализ данной нормы.

Со своей стороны лишь приведу цитату Бориса Тимонькина, председателя правления Укрсоцбанка, банкира настолько авторитетного, что ему пророчат кресло главы Нацбанка: "Когда вы несете деньги в какой-то банк – это, все-таки, ваш личный риск и у вас есть выбор. Государство, на мой взгляд, не обязано закрывать все эти проблемы. Это ваш выбор, если вы их потеряли, то думайте, почему вы их туда несли." В этом образце либеральной мысли можно было бы поменять банк и клиента местами и получить фразу в том смысле, что если банк принес свои деньги какому-то частному лицу – то это проблемы банка, ведь он получает премию за риск в виде процентов.

Но – нет, банкиры все-таки чуть равнее других граждан. К их заемщикам применяют всю суровость контрольно-пропускового режима на границе. Я не то чтобы против банкиров вообще. Я за честность. Если уж простые граждане по мнению банкиров в случае чего сами виноваты, то справедливо было бы этот же принцип исповедовать и в отношении самих банкиров.

Еще о банках. Депозиты населения в октябре выросли почти на 2 млрд грн до 207,01 млрд. Кредитный портфель физлиц наоборот, похудел на менее чем 3 млрд. Зеркально противоположная ситуация у юридических лиц – там кредиты чуть-чуть растут, и их депозиты, соответственно, немножко падают. Что неудивительно – предприятия по-прежнему нуждаются в деньгах. Большие промышленники же, похоже, нуждаются в дополнительных возможностях по эксплуатации рабочего класса – фракция ПР в парламенте хочет увеличить длительность рабочей недели с 40 до 48 часов.

Пускай вас не очаровывает этот откровенно марксистский дискурс – можно быть уверенными, что права рабочих в стране никто не защищает, и если в парламенте договорятся с другими фракциями, то норма пройдет голосование. Рабочие в Украине пока что слабы в самоорганизации и весьма пассивны по отношению к эксплуататорам. Что уже второй раз за этот текст дает возможность вспомнить о концлагерных практиках, но только с элементами добровольности.

Для дискуссий есть мой ЖЖ, он в профайле

Удар, який мали завдати ми, а не РФ

Вночі ворог завдав удару дронами-камікадзе по пункту постійної дислокації моєї бригади. Я там був лише раз у житті, але, принаймні, знаю, як виглядають ці древні будівлі...

Чи стане Україна криптомайнінговим тигром?

Іван Полтавець, керуючий партнер Fipra Ukraine Ігор Луценко, нардеп 8 скликання Заворушення у Казахстані дають Україні унікальний шанс залучити іноземні інвестиції...

До теми результатів Укрзалізниці

На межі 2021 і 2022 виникла дискусія щодо результатів роботи Укрзалізниці (я раніше неодноразово критикував цю компанію за дивні рішення)...

Чому податкова в Києві захищена від дронів, а ЗСУ під Широкіно – ні?

Читаю дослівно новину і охрінєваю: "В районі населеного пункту Широкине противник задіяв безпілотний літальний апарат, за допомогою якого скинув постріл ВОГ-17"...

А давайте все ж обговоримо нову версію законопроекту про столицю?

Шановні кияни, а також люди, котрі співчувають столиці! Як відомо, уже понад 2 роки триває епопея чинної влади по законодавчому облаштуванню нашої столиці...

Новий законопроект про Столицю України

Шановні кияни, а також люди, котрі співчувають столиці! Як відомо, уже понад 2 роки триває епопея чинної влади по законодавчому облаштуванню нашої столиці...